В то время как большинство жировых клеток в теле хранят энергию, у каждого из нас есть небольшое количество бурых жировых клеток, которые выполняют обратную функцию — сжигают энергию и создают тепло. Исследователи из Института биологических исследований Солка идентифицировали молекулу, благодаря которым бурые жировые клетки выделяют тепло при воздействии на тело холода. Статья об этом опубликована в журнале Cell Reports.

«Это открытие не только улучшает наше представление о том, как тело реагирует на воздействие холода, но и может помочь найти новые способы контролировать количество бурого жира в теле, что связано с такими заболеваниями, как ожирение, диабет и стеатоз печени», — сказал Рональд Эванс, исследователь из Медицинского института Говарда Хьюза.

Долгое время учёные полагали, что бурая жировая ткань есть только у младенцев. Однако около 10 лет назад начали появляться исследования, показывающие, что у взрослых также есть бурый жир, только в гораздо меньшем количестве, при этом у людей с более низким индексом массы тела его обычно больше. На клеточном уровне бурые жировые клетки содержат большое количество генерирующих энергию митохондрий, которые и придают им их цвет.

Учёных интересовал вопрос, что именно делает жир в этих клетках бурым всегда, даже без воздействия холода. Главным объектом исследования был рецептор, родственный гамма-рецептору эстрогена (ERRγ, от англ. Estrogen related receptor gamma). Это ген, который чрезвычайно активен в бурых жировых клетках. Изучая мышей, у которых отсутствовал этот ген, команда обнаружила, что в этих мышах все бурые жировые клетки напоминали белые, а также что они не могли поддерживать свою температуру тела при воздействии холода. Однако по другим параметрам (метаболизм, вес) они не отличались от других мышей.

Опыты привели исследователей к выводу, что именно благодаря гену ERRγ жировые клетки могут быть бурыми и реагировать на воздействие холода. Так как этот ген кодирует белок, способный проникать в клеточное ядро и напрямую контролировать активность других генов, учёные также выяснили, какие гены в бурых жировых клетках активируются рецептором ERRγ. Оказалось, что эти гены уже были признаны важными для бурых жировых клеток, однако их связь с ERRγ ещё не была выявлена.

Группа планирует также изучить, как действует на белые жировые клетки активирование гена ERRγ. Они подозревают, что после этого некоторые из них будут напоминать бурые, и такое «превращение» может способствовать лечению ожирения и диабета.

[Иллюстрация: Salk Institute]