Космический телескоп Хаббла НАСА/ЕКА получил изображение остатка сверхновой звезды под названием 1E 0102.2-7219. Исследователи используют снимок, чтобы проследить взрыв сверхновой, случившийся 1700 лет назад, сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Давно взорвавшаяся звезда принадлежит Малому Магеллановому Облаку, галактике-спутнику нашего Млечного Пути, которая расположена примерно в 200 000 световых лет от нас. Звезда оставила после себя расширяющийся газообразный «труп» – остаток сверхновой, – известный как 1E 0102.2-7219.

На новом снимке телескопа «Хаббл» показаны газовые сгустки в остатке сверхновой, уносящиеся от места взрыва со средней скоростью 3,2 миллиона километров в час. На такой скорости можно добраться до Луны и обратно за 15 минут. Те сгустки, что движутся к Земле, окрашены в синий цвет, а те, что удаляются от нее – в красный.

Исследователи изучили архив «Хаббла» в поисках изображений остатка сверхновой в видимом свете и проанализировали данные, чтобы точнее определить возраст и центр взрыва сверхновой. Более ранние исследования предполагали, что взрыв произошел 2000 или 1000 лет назад, но этот новый анализ считается более надежным.

Согласно последним подсчетам, свет от этого взрыва достиг Земли 1700 лет назад (тогда в истории человечества переживала упадок Римская Империя). Эта сверхновая была бы видна только жителям южного полушария Земли.

Чтобы точно определить, когда произошел взрыв, исследователи изучили богатые кислородом сгустки выбросов, вызванные взрывом сверхновой. Ионизированный кислород – отличный индикатор, поскольку он ярче всего светится в видимом свете. Используя мощное разрешение «Хаббла», чтобы увидеть 22 наиболее быстро движущихся сгустка – или «узлов» – выброса, исследователи определили, что эти сгустки с наименьшей вероятностью замедлялись, проходя через межзвездный материал. Затем они проследили движение «узлов» назад, пока выбросы не объединились в одной точке – и вычислили место взрыва. Как только это стало известно, они могли определить, сколько времени требуется быстрым узлам, чтобы добраться от центра взрыва до их текущего местоположения.

[Фото: NASA, ESA, AND J. BANOVETZ AND D. MILISAVLJEVIC (PURDUE UNIVERSITY)]