Президент Академии наук Александр Сергеев и вице-президент РАН Владимир Чехонин обсудили с руководством компании BIOCAD точки соприкосновения фундаментальной и прикладной науки, академической среды и индустрии.

Сегодня российские ученые работают с теми же идеями, что и иностранные исследователи – и создают аналогичный продукт параллельно, иногда с небольшим отставанием. Крупнейшая в России биотехнологическая компания BIOCAD, которая преуспела в создании отечественных аналогов зарубежных препаратов для терапии рака, иммунных заболеваний и инфекций, ставит себе большую цель – создавать первые в классе препараты: не отставать от зарубежных коллег, а опережать их. Для этого нужно «капнуть глубже» и обратиться к фундаментальной науке. Как отметил вице-президент компании Роман Иванов, «хотелось бы разработать программу, которая бы включала совместную работу с академическими учреждениями»: например, чтобы академические институты искали новые мишени для иммунотерапии. При этом компания готова инвестировать средства в фундаментальные поисковые исследования.

- Все понимают, что, чтобы продукты вышли на рынок, нужно инвестировать. Что важно для нас: мы должны доверять результатам, полученным в лаборатории академического института, – отметил генеральный директор компании BIOCAD Дмитрий Морозов.

Но чтобы эти результаты были получены, тоже должно быть финансирование, тоже должен быть заказ. И на первом этапе – со стороны государства. И тут возникает новый вопрос: как государство поймет, какие исследования в будущем будут иметь прикладной характер?

На встрече РАН и BIOCAD нашли выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации. Такие компании, как BIOCAD, должны выступать в роли первого заказчика. Выглядеть это может примерно так: компания устраивает конкурс проектов среди академических институтов, затем выбирает несколько из них, наиболее перспективные с точки зрения коммерциализации. На основе этих проектов формируется уже государственный заказ: институты получают финансирование из бюджета на исследования, а дальше – от первого заказчика. Он (читай: компания) помогает превратить разработку в уже реальный продукт, который принесет не только пользу, но и прибыль.

- У компании есть четкое понимание, что нужно уходить глубже, выстраивать контакты с наукой не только в области прикладных разработок, но поисковых и даже фундаментальных исследований, – подытожил Александр Сергеев. – И важно, что компания хочет это делать. Она понимает, что чем больше будет глубина знания, тем дороже будет продукт на рынке. И у нас есть полная солидарность в том, что нам (Академии наук и компании – НР) нужно объединять усилия с тем, чтобы как можно быстрее "глубокие знания" переводить в технологии.

Общая точка соприкосновения академической области и индустрии – не только коммерциализация научных проектов, но и совместная работа в смежных областях. Например, в кристаллографии.

- Я считаю, что Академия наук и компания BIOCAD могут иметь очень реальные научные сотрудничества, – отметил Владимир Чехонин. – Прежде всего, это подготовка, экспертная оценка подбора тех направлений и тех научных коллективов, которые могут быть интересны для компании – с одной стороны, и использование тех наработок и того технологического бэкграунда, который есть у компании. Естественно, при таком совместном развитии это сотрудничество будет взаимовыгодным.