Сегодня во всем мире отмечают День осведомленности о пингвинах. Главная цель ежегодного экологического праздника — обратить внимание человечества на важность сохранения биологического разнообразия планеты. Присутствие человека в естественной среде обитания пингвина ставит под угрозу исчезновения несколько видов нелетающих птиц. Дата празднования выбрана не случайно. В это время пингвины мигрируют на материк, чтобы спариваться и высиживать яйца.

В мире насчитывается 18 видов пингвинов — семейства нелетающих морских птиц. Зона обитания пингвинообразных на Земле — в открытом море Южного полушария: в прибрежных водах Антарктики, Новой Зеландии, южной части Австралии, Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу, Галапагосских островах вблизи экватора.

В то время, когда Антарктида не была материком, предки пингвинов жили в умеренном климате. В результате изменения климата на Земле, материки дрейфовали, и Антарктида переместилась на Южный полюс. Континент покрылся вечным льдом, из-за чего местная фауна либо покинула привычную среду обитания, либо вымерла. Пингвины же освоились и приспособились к новым условиям. Однако их численность значительно сократилась. В процессе эволюции вымерло 40 видов, живущих на планете 60 миллионов лет назад.

Предок пингвина отличался от современного представителя вида. В ходе раскопок в 2007 году ученые из Университета Северной Каролины обнаружили останки гигантского пингвинообразного — «Icadyptes salas», ростом с человека и весом до 120 кг.  Найденные ископаемые имеют большое значение для мировой научной общественности. Ученые пересмотрели взгляды на эволюцию и распространение пингвинобразных. Прежде ученые считали, что пингвины обитали в полярных широтах Антарктиды и в Новой Зеландии и переместились в сторону экватора около 10 миллионов лет назад. «Icadyptes salasi» жил во время максимального потепления. Таким образом, пингвины вынуждены были приспособиться к теплому климату приблизительно на 30 миллионов лет раньше, чем полагали до находки.

В минувшем 2019 году палеонтологи обнаружили останки огромной морской птицы на участке Вайпара Гринсанд на новозеландском Южном острове.

«Гигантский пингвин, названный «Crossvallia waiparensis», жил в эпоху палеоцена, 56-66 миллионов лет назад. В высоту он достигал 1,6 метра и весил до 80 килограммов. «C. Waiparensis» – один из старейших известных в мире видов пингвинов, а также один из самых больших: он примерно на 40 сантиметров выше императорского пингвина, самого крупного из ныне живущих пингвинов. Рост последнего в среднем составляет 120 сантиметров. Исследователи пришли к выводу, что ближайшим родственником вымершей птицы приходится Crossvallia unienwillia. Этот вид был идентифицирован по окаменевшим фрагментам скелета, найденным на Антарктическом полуострове в 2000 году».

Под угрозой вымирания

В начале 21 века хохлатый пингвин (Eudyptes sclateri), великолепный пингвин (Megadyptes antipodes) и галапагосский пингвин (Spheniscus mendiculus) были признаны находящимися на грани вымирания. Кроме того, ещё семь видов в опасности. В числе главных угроз:

• потеря среды обитания: увеличиваются объёмы землепользования человеком;
  • одичавшие млекопитающие: колонии галапагосских пингвинов истребили одичавшие собаки;
  • глобальное изменение климата: популяции галапагосских пингвинов в 1980-е и 1990-е годы сократилась из-за уменьшения численности рыбы, тому причина — феномен Эль-Ниньо, связанный с изменением климата;
  • пингвины лишаются своей основной пищи из-за рыболовецких организаций: коммерческая рыбная ловля специализируется на видах рыбы, на которых в субантарктических водах охотятся скалистые пингвины (Eudyptes chrysochome), магеллановы пингвины (Spheniscus magellanicus) или пингвины Гумбольдта (Spheniscus humboldti);
  • ослиные и магеллановы пингвины, обитающие на мысе Доброй Надежды в Южной Африке или в Магеллановом проливе в Южной Америке, подвержены  негативному воздействию загрязнения воды нефтепродуктами, — в зоне обитания пингвинов проходят судоходные пути.

Популяция антарктического пингвина сократилась почти в два раза за 90 лет. «Основные причины – вылов криля, единственного источники пищи для арктического пингвина, и изменение климата, согласно новому исследованию ученых из Канады, США и Великобритании. При этом численность другого вида пингвинов из Антарктиды, наоборот, увеличилась в несколько раз.

Человеческая деятельность в Антарктике с 1930-х годов привела к сильному сокращению количества криля – ракообразных, похожих на креветок, которые являются основным источником пищи для пингвинов, тюленей и китов. В результате один вид – субарктический, или папуанский, пингвин (слева на фото), – стал процветать: его популяция в некоторых местах выросла за последние 90 лет на 600%. В то же время другой вид – антарктический пингвин (справа на фото) – понес потери: число его представителей сократилось на 30-50%.

Сокращение числа тюленей и китов из-за их чрезмерного отлова, отмечают авторы исследования, привело к избытку криля в начале и середине 1900-х годов. Итог: популяционный взрыв обоих видов пингвинов. «Позже комбинированное воздействие коммерческого промысла [отлова криля – НР], антропогенного изменения климата и восстановления популяций тюленей и китов, как считается, резко сократило численность криля», – добавляет Майкл Полито (Michael Polito) из Университета штата Луизиана.

Исследовательская группа проанализировала перья некоторых пингвинов, живших в Антарктиде последние 100 лет, чтобы определить, чем питались эти нелетающие птицы, измерив стабильные значения изотопов азота в аминокислотах. Выяснилось, что меню антарктических пингвинов полностью состояло из криля. А субантарктические пингвины употребляли в пищу относительно больше рыбы и кальмаров, приспособившись таким образом к недостатку криля».

Почему пингвины не летают?

«Для того, чтобы улучшить способности к нырянию, птицам пришлось уменьшить размер крыльев или же увеличить габариты тела. И то, и другое в конечном итоге делает полёт невозможным», — к такому выводу пришли учёные из США и Канады. Исследовав с помощью электронных датчиков и радиоизотопного анализа двигательную активность баклана и толстоклювой кайры, а затем сравнив результаты с аналогичными данными по другим птицам – гусям и тем же пингвинам, – орнитологи выяснили, что передвижение в воздухе и под водой – это те навыки, которые в принципе находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга. То есть лучшие ныряльщики среди пернатых одновременно являются худшими из летунов, к тому же у многих необходимость совмещать эти две способности приводит к двойным издержкам.

Еще один праздник, посвященный пингвинам, – Всемирный день пингвинов, ежегодно отмечается 25 апреля.

Фото: erectus / ru.123rf.com