Интервью на портале «Научная Россия»

Биофотоническое разнообразие

Доктор химических наук Виктор Надточенко рассказывает о Международном симпозиуме "Актуальные проблемы биофотоники", о взаимодействии света с веществом и о будущем биофотоники

Во время работы Международного симпозиума "Актуальные проблемы биофотоники-2019" в июле команда портала "Научная Россия" не упускала возможности познакомиться с ведущими отечественными и зарубежными учеными и результатами их исследований. Оказалось, что биофотоника - широкая научная сфера, которая охватывает разнообразные вопросы из области медицины, биологии, физики и химии. Директор Федерального исследовательского центра химической физики имени Н.Н. Семенова Российской академии наук Виктор Надточенко рассказал об истории симпозиума, о взаимодействии света с веществом и о развитии биофотоники.

Виктор Андреевич Надточенко – директор Федерального исследовательского центра химической физики имени Н.Н. Семенова Российской академии наук, доктор химических наук, профессор.

- Расскажите, в какой области биофотоники работаете вы?

- Спектроскопия быстро протекающих процессов в пигмент-белковых комплексах природного фотосинтеза, фемтосекундная лазерная нанохирургия клеток и эмбрионов.

- Звучит страшно, но интересно!

- В Лаборатории нанофотоники всегда велась работа, связанная с фемтосекундной лазерной нанохирургией клеток и эмбрионов и фемтосекундной лазерной спектроскопией быстро протекающих химических процессов. Вскоре мы расширили Лабораторию, а затем отдельно выделили Лабораторию биофотоники, где работают наши молодые талантливые сотрудники от 26 до 35 лет. Все они успешно защитили свои кандидатские диссертации. В этом году пришли еще два аспиранта, и я рад, что они сразу включились в работу.

- Поделитесь впечатлениями о работе симпозиума «Актуальные проблемы биофотоники-2019».

- Впечатления прекрасные. О симпозиуме я знаю давно, практически с момента его создания.

Мой товарищ и учитель Олег Михайлович Саркисов, который долгие годы руководил Лабораторией бионанофотоники, тесно общался с нижегородской группой ученых во главе с Александром Михайловичем Сергеевым. На протяжении 20 лет мы работаем совместно над разными проектами. У нас сложились хорошие дружеские отношения с Еленой Вадимовной Загайновой. И сегодня мы продолжаем работать вместе, в частности, над проектом, связанным с патологиями печени. В рамках проекта разрабатываются методики для химического картирования тканей и клеток. Это позволит наблюдать за распределением химических компонентов в живой ткани.

"ГОРИЗОНТ, ЗА КОТОРЫЙ МЫ ЕЩЕ НЕ ВПОЛНЕ МОЖЕМ ЗАГЛЯНУТЬ, БУДЕТ СВЯЗАН С ФОТОНИКОЙ. А ПОСКОЛЬКУ МЫ ГОВОРИМ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ, ТО С БИОФОТОНИКОЙ. НО ДЕЛО НЕ В ТОМ, КАК МЫ ЕЕ НАЗОВЕМ – ВАЖНО ТО, ЧТО МЫ ПОЛУЧИМ"

Самая простая и забавная задача – выяснить, вреден ли алкоголь для печени? Одну опытную мышку мы поили водой, другую водкой, а третью тетрахлорметаном CCl4 – сильным печеночным ядом. Результаты на уровне аппаратных исследований показали, что состояние печени пьющей мышки практически не отличается от состояния печени непьющей. А тетрахлорметан, конечно, разрушает печень.

Шутки шутками, но это важная задача – разобраться на молекулярном уровне, как развиваются болезни. И симпозиум «Актуальные проблемы биофотоники-2019» замечателен тем, что здесь легко устанавливаются хорошие творческие контакты между людьми – лидерами в разных сферах биофотоники.

- Почему возникла потребность в биофотонике и в объединении физиков, биологов и медиков?

- Речь идет не столько о потребности, сколько о логике развития научного познания, желании людей установить закономерности живой природы, знать как можно больше о взаимодействии света с веществом, о процессах, инициируемых светом в живой природе, о фотосинтезе, зрении и о других биологических процессах. Например, фотосинтез, для любого человека (хотя в повседневной жизни мы не осознаем его роль) - это жизненно важное явление, поскольку мы существуем благодаря зеленым растениям, поглощающим свет и вырабатывающим кислород, синтезирующим за счет поглощенного солнечного света пищу и источник потребляемой нами энергии.

Второй вопрос связан со здоровьем человека. Все хотят быть здоровыми. Благодаря биофотонике предложены новые методы и подходы для аппаратной диагностики заболеваний с использованием оптических приборов, предложены фотохимические методы лечения ряда заболеваний, например рака, и в некоторых случаях эти методы весьма эффективны. Оптика достигла высокого уровня. Поэтому врачи быстро, безболезненно и точно определяют болезни и подбирают правильное лечение.

- Какое будущее ждет эту науку?

- Я думаю, биофотоника продолжит развиваться, как в медицине, так и в сельском хозяйстве. Я придерживаюсь точки зрения, что горизонт, за который мы еще не вполне можем заглянуть, будет связан с фотоникой. А поскольку мы говорим о биологических объектах, то с биофотоникой. Но дело не в том, как мы ее назовем – важно то, что мы получим.

актуальные проблемы биофотоники биология биофотоника ипф ран медицина международный симпозиум актуальные проблемы биофотоники ран физика химия