Рауль Тупаячи (Raul Tupayachi), перуанский биолог из Института Карнеги, и его коллеги, проанализировали спутниковые снимки, сделанных за период с 1999 по 2016 годы. Оказалось, что после принятия правительственных мер в 2012 г. скорость уничтожения лесов поначалу уменьшилась, однако уже в следующем, 2013 году она вновь возросла. А в последующие годы стали появляться новые прииски, в том числе и в заповедных зонах, в частности — в Национальном заповеднике Тамбопата, месте проживания народностей эсе-эхха, кечуа и аймара, а также ярко окрашенных попугаев ара, гигантских речных выдр и ягуаров. К 2016 году горные работы погубили в этом заповеднике не меньше 52 км2 леса. Результаты работы изложены в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters.
Извлечение золота из горных пород может вызвать загрязнение природной среды. В нелегальной золотодобыче часто используется металлическая ртуть — токсичное вещество, которое может проливаться на землю или выжигаться с образованием токсичных дымов. А последствия нелегальных горных разработок далеко не ограничиваются влиянием процесса извлечения золота с использованием ртути. Золотоискатели часто уничтожают десятки квадратных километров леса, используя для этого тяжелую технику, которая калечит рельеф местности.
В 2012 году правительство Перу издало ряд законов о защите департамента Мадре-де-Дьос, который считается золотым фондом биоразнообразия страны, от искателей золота в прямом смысле. Власти проводят рейды, ликвидируют тайные лагеря и контролируют перевозки топлива и запасов. Несмотря на все эти меры, общая площадь приисков за последующие четыре года выросла примерно на 40%, достигнув почти 6800 км2.
Прииски уже распространились на территорию по крайней мере одного из двух национальных парков, где горные разработки запрещены. Причиной этого могли стать как плохой контроль региона, так и улучшение дорожного сообщения с ним.
Золотоискатели уже десятки лет разоряют пышные тропические леса в департаменте Мадре-де-Дьос в Перуанской Амазонии. «Мы надеялись, что после мер правительства по препятствованию горным работам наши данные покажут снижение скорости опустошения, — сказал Тупаячи. — Но увидели, что в итоге эти меры мало помогли».