Сегодня отмечает свой день рождения академик Владислав Александрович Лекторский — философ, специалист в теории познания, философии сознания и философии науки. В трудах академика рассматриваются сложнейшие вопросы о знании как таковом — внутри «науки о науках» В.А. Лекторский исследует область «знания о знании». Его труды позволили мировому сообществу взглянуть под иным углом на такие понятия, как ощущения, восприятие, чувственное познание, сознание и самосознание.

В.А. Лекторский — автор более 300 научных работ. Почти все его монографии, около 60 статей и некоторые коллективные монографии под его редакцией опубликованы в переводе в разных странах: США. Великобритании, ФРГ, Франции, Финляндии, Южной Корее и других. С 2000-х гг. академик заведует кафедрой, а впоследствии и руководит философским факультетом Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). В течение долгого времени В.А. Лекторский был главным редактором журнала «Вопросы философии».

Его научные работы посвящены главным образом вопросам познания. Критикуя натуралистический, то есть «природный», подход к изучению этой проблемы, он вводит в теорию познания деятельностный и культурно-исторический анализ. Это позволяет рассмотреть многие проблемы с неожиданной стороны, через призму истории, культуры, психологии. Таким образом, знание в его работах перестает быть просто информацией, а становится чем-то «деятельно познаваемым».

Академик расширил представление философов о рефлексии. В классической западной философии у этого понятия есть устоявшиеся определения: рефлексия как полнота знания о субъекте, как «прозрачность» субъекта для самого себя. В.А. Лекторский указал на ограниченность этих формулировок, выделив объективную и субъективную рефлексии, показав, что объект рефлексии претерпевает изменения в процессе рефлексивной деятельности.

Кроме философии, академик посвятил значительную часть своих трудов вопросам психологии. Углубленно занимаясь вопросами познания, он не мог пройти мимо изучения условий воспитания творческого мышления. В.А. Лекторский выявил роль диалога как метода обучения и воспитания личностной рефлексии, проанализировал вопросы, связанные с преподаванием философии в школе.

Коллектив портала «Научная Россия» от всей души поздравляет Владислава Александровича с юбилеем! Желаем Вам здоровья и неисчерпаемого запаса творческих сил!