6 февраля на факультете журналистики МГУ в рамках
международной конференции «Журналистика в 2017 году:
творчество, профессия, индустрия» состоялся круглый стол
«Популяризация науки в условиях медиатизации общества».
Участие в обсуждении тенденций и проблем современной научной
журналистики приняли преподаватели факультета и журналисты
из таких изданий, как «Вокруг света», «Независимая газета»,
«Кот Шредингера», «Красивая наука», Indicator.ru.
Главные вопросы касались трех крупных тем: лженаука, научная
журналистика в новых медиа, проблема кадров.
Говорить о том, что спрос аудитории на научную информацию мал,
сегодня не приходится. В последние годы появилось множество
новых научных и научно-популярных изданий – как онлайн, так и
оффлайн. В 2014-м года начал выходить
журнал «Кот Шредингера», в 2015-м ТАСС вместе с Минобрнауки
запустили проект «Чердак», в 2016-м появился
информационно-сервисный портал Indicator.ru, который в этом
году получил премию «За верность науке».
– Научно-популярная журналистика и коммуникация ощущают себя
сегодня одним из самых востребованных тематических сегментов
в области медиа, – отметила декан факультета журналистики
МГУ Елена Вартанова. Вместе с популярностью растет и
ответственность. И прежде всего – за качество и
достоверность информации, которую получает аудитория СМИ. Новости
из области лженауки по-прежнему вызывают большой интерес у
читателей и зрителей – и это одна из болезней публичного
пространства, посвященного науке, которую еще не удалось
полностью излечить. Если раньше, еще в 1960-х годах, новости
о «марсианских муравьях», которые появлялись в «Комсомолке»,
воспринимались как заметки научно-фантастические, то сегодня
подобный контент воспринимается как миф. В который, однако,
кто-то еще может поверить. Так, Владимир Губарев, русский и
советский писатель-фантаст, драматург, журналист
«Комсомольской правды», отметил, что сегодня лженаука
победила науку в СМИ. Однако есть и противоположное
мнение.
– Лженауки не стало больше, – считает Ирина Якутенко,
руководитель отдела науки журнала «Вокруг света». – Ее
столько же, сколько обычно, но, возможно, мы стали ее больше
замечать, потому что появилось больше людей,
которые разбираются в науке, и у которых благодаря интернету
появилось право голоса.
Роль интернета в современной журналистике также вызвала
дискуссию. С одной стороны, он создает у человека лишь
иллюзию знания и является источником мифов, с другой –
становится удобной площадкой для популяризации науки. Прежде
всего, он позволяет найти подход к разной аудитории через разные
каналы: так, молодежи рассказывать о науке лучше в YouTube,
поколению постарше – в социальных сетях «ВКонтакте» и
Facebook. Соцсети представляют огромный потенциал для
распространения научной информации среди студентов –
на страницах вузов. Новости о том, что ученые, например, из
МГУ или МИФИ сделали открытие, находят большой отклик в
интернете.
Насколько полезными окажутся новые медиа – зависит и от самой
аудитории, и от журналистов. Медиапотребитель может так
сформировать информационный поток из интернета, что у него
не останется времени на лженауку:
современные интернет-издания позволяют человеку подписаться
на огромное количество достойных проектов – как
научно-популярных, так и образовательных. Василиса Бабицкая,
руководитель проекта «Красивая наука» и креативный продюсер
отдела спецпроектов журнала «Сноб», отметила высокий интерес
разных компаний к созданию образовательных онлайн-курсов.
Другой, немаловажный вопрос состоит в том, как журналисту
написать о серьезной науке понятно, интересно и, главное,
достоверно. Владимир Сурдин, советский и российский астроном
и популяризатор науки, отметил негативную тенденцию: более
95% научной информации, которая появляется в наших
СМИ, составляют переводные новости. Новости, которые
являются «клипом о науке», так как получены не из
первоисточника и были переведены с одного языка на
другой, из-за чего могли потерять важные детали. Кроме того,
в большинстве случаев эти новости посвящены открытиям тех
или иных ученых, теории – в то время как куда важнее
рассказать своему читателю о вещах, с которыми тот сталкивается
каждый день: как работает телефонная связь или микроволновая
печь. Такой подход может привлечь школьников к
научно-популярным изданиям и вызвать у них неподдельный
интерес к науке.
Тенденция, однако, постепенно меняет знак «минус» на «плюс».
Таким подходом пользуются, например, журналисты из
«Популярной механики», так учат писать о науке в Мастерской
научной журналистики, которая работает на факультете
журналистики МГУ. К этому курсу могут присоединиться студенты не
только журфака и не только гуманитарного направления: в
мастерской участвуют физики, биологи, филологи, историки.
Огромное преимущество проекта в том, что он сочетает
лекционные занятия с практическими курсами, и дает возможность
его участникам пройти стажировку в таких изданиях, как
«Наука и жизнь», «Кот Шредингера», Indicator.ru. Подобная
мастерская позволяет преодолеть проблему кадров и
подготовить профессиональных журналистов, которые смогут работать
в современных условиях профессии и будут продвигать интерес
к науке, независимо от того, какие изменения происходят в
обществе.