Накануне 8 Марта женщины-руководители высших учебных заведений – участников федеральной программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» рассказали о том, что значит быть женщиной-ректором.
Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина убеждена, что быть женщиной-ректором – это показать окружающему миру, как можно развивать одну из самых важных социальных сфер – сферу образования – путем всестороннего анализа ситуации, договоренностей, объединения необъятного и применения мягкой силы.
«Успешная женщина – это всегда многогранная личность, которой удается реализовать себя во множестве ролей: управленца, коммуникатора, мамы, жены, дочери. Формирование такой личности – сложный процесс, секрет успеха не лежит на поверхности, не объясняется лишь наличием опыта, знаний и профессиональных навыков. Но „ректор“ даже с точки зрения русского языка – слово общего рода, то есть различия по гендерному признаку не имеют значения, ведь всем необходимо нести ответственность за принятие стратегических решений, от этого будет зависеть воспитание умной и успешной нации», – считает Юлия Анатольевна.
Ректору как руководителю высшего учебного заведения необходимо ежедневно принимать решения, и гендерная принадлежность на эту ответственность никак не влияет, отмечает ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова.
«Конечно, женщины по природе своей более эмоциональны – мы всё пропускаем через себя, принимаем близко к сердцу, в нас сильно неотъемлемое материнское начало. И именно это качество позволяет внимательно относиться к тем вопросам, которые требуют человеческого, личностного участия: это и вопросы кадров, и общение со студентами, а также абитуриентами и их родителями. Кроме того, на помощь приходит свойственная женщинам многозадачность, способность одновременно держать в поле зрения множество различных процессов. Конечно, в работе ректора это большой плюс. Кстати, программа развития Университета Лобачевского в рамках „Приоритета 2030“ тоже очень разнонаправленная, наши стратегические проекты охватывают основные направления развития науки, а их у нас много», – рассказывает Елена Вадимовна.
Ректор Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) «МИСиС» Алевтина Черникова считает, что в современном мире практически отсутствует разделение на «женские» и «мужские» профессии, а бизнес-компании, академические организации, госструктуры отдают предпочтение специалистам, обладающим высоким креативным потенциалом и развитым интеллектом, вне зависимости от их гендерной принадлежности.
«Быть ректором Национального исследовательского технологического университета „МИСиС“ – большая честь и колоссальная ответственность. За более чем столетнюю историю выпускники и сотрудники нашего вуза ‒ выдающиеся ученые, видные государственные деятели, руководители крупных предприятий и отраслей промышленности, настоящие мастера своего дела – решали важнейшие задачи, стоящие перед страной. Сегодня НИТУ „МИСиС“ – динамично развивающийся научно-образовательный центр мирового уровня, ведущий университет науки и технологий страны. Наша задача – создать условия для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала студентов, профессиональной реализации преподавателей и исследователей; предоставить коллективу вуза возможности для максимально эффективной организации образовательного процесса, научной работы, внедрения инноваций», – прокомментировала Алевтина Анатольевна.
В том, что женщина-ректор – это в первую очередь ректор, убеждена Инна Шевченко, возглавляющая Южный федеральный университет (ЮФУ).
«Сделать выбор в пользу такой сложной и ответственной работы – непростое решение. Но, когда оно принято, у женщины есть очень сильная сторона: умение сочетать рациональность и непреклонность в решениях с эмоциональностью, которая позволяет чувствовать, как они влияют на других людей. Женщины настроены на то, чтобы создавать комфортные условия и сохранять то, что они считают важным. Для меня рабочее время и есть жизнь, а университет я считаю своей семьей. И стремлюсь создать в этой семье все условия для развития студентов и сотрудников. Женщинам бывает труднее принимать жесткие решения. Но это часть работы. И конечно, женщина – это красота, а она, как известно, спасет мир!» – отмечает Инна Константиновна.
За мягкую силу в решении серьезных задач выступает ректор Псковского государственного университета (ПсковГУ) Наталья Ильина.
«Быть женщиной-ректором – значит работать в разы больше, чтобы в мире мужчин быть равной, но в то же время это значит иметь мягкую силу для решения серьёзных задач. Возглавлять Псковский государственный университет – это своеобразный вызов для меня. Наш вуз находится на границе трёх государств, и по программе развития Министерства науки и высшего образования „Приоритет 2030“ ПсковГУ должен стать оператором научно-образовательной повестки на рубеже Российской Федерации, Республики Беларусь и Восточной Европы. Разве важно, кто возглавляет этот проект – мужчина или женщина, если работа идёт на результат?» – рассуждает Наталья Анатольевна.
Женщина-ректор – это безупречность во внешности и мыслях даже при самой высокой нагрузке, считает ректор Удмуртского государственного университета (УдГУ) Галина Мерзлякова.
«Объём работы и ответственности ректора не снижается по „половому признаку“. Другое дело, что полная самоотдача для работы мужчине даётся легче, и традиционно сложилось „мужское ректорское братство“. Специалисты Удмуртского государственного университета помнят, что в конце XX века на совещании ректоров РСФСР среди 250 человек сидела лишь одна женщина – ректор провинциального вуза. Но ситуация меняется, и на первый план выступают личные качества лидера: умение отвечать на вызовы современности, мобилизовать свою команду на работу в меняющихся условиях, умение выстраивать нужные вузу коммуникации на всех уровнях в своём регионе. Женщина-ректор – это всегда синоним безупречности внешней и внутренней. И какой бы высокой ни была нагрузка, умение выдержать и не потерять себя настоящую определяет многие победы – не только личные, но и университетские. Настроить команду университета, мотивировать их на перемены и на реализацию наших стратегий в рамках гранта программы „Приоритет 2030“ – это та сверхнагрузка, с которой наши женщины-ректоры сегодня успешно справляются», – рассуждает Галина Витальевна.
Сегодня женщина-руководитель уже не редкость, подчеркивает ректор Северного государственного медицинского университета (СевГМУ) Любовь Горбатова.
«Доверие коллектива, ветеранов университета, моих учителей – это огромная ответственность. Поэтому для меня очень важно, чтобы университет, сохраняя традиции, эффективно развивался с учётом современных реалий. Свою задачу вижу в том, чтобы мы могли обеспечить консолидированный ответ на те вызовы, которые стоят перед нами не только в образовании и науке, но и в обществе. Участие нашего вуза в программе „Приоритет 2030“ направлено именно на реализацию этих задач.
Сегодня медицинский вуз не только готовит высококвалифицированные кадры, но и проводит глубокую научно-исследовательскую работу, которая вносит большой вклад в развитие здравоохранения региона. Для меня, как для любого руководителя, важно видеть результат своей работы. И я очень рада, что рядом со мной единомышленники, которые создают научный и образовательный потенциал, позволяющий вузу развиваться», – делится мыслями Любовь Николаевна.
Для ректора Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) Надежды Камыниной быть женщиной-ректором – это значит при любых условиях соблюдать баланс между добротой и строгостью, красотой и техничностью. «Ректор, безусловно, лидер. А лидер в образовании – это высокий IQ, способности и огромное трудолюбие. Но, как мне кажется, женщина по своей природе обладает уникальной преференцией, которую принято называть эмоциональным интеллектом.
Слагаемые эмоционального интеллекта – это умение чувствовать настроение и интересы других людей, при этом ясно и внятно объяснять свои ожидания, активно слушать и слышать, влиять и вдохновлять, работать в команде, при этом возглавляя ее.
Что еще отличает женщину, так это интуиция, умение видеть, я бы даже сказала, предвосхищать будущее. Причем у женщин-ректоров интуиция проявляется в их проактивном поведении – умении адекватно реагировать на перемены, делегировать полномочия и рационально распределять ресурсы, объединять коллег и обеспечивать интересы студентов», – резюмирует Надежда Ростиславовна.
Информация предоставлена пресс-службой Минобрнауки России
Источник фото: ru.123rf.com