«Метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу», – патент на двигатель, топливо в котором воспламеняется нагретым от сжатия воздухом, зарегистрировали в Берлине в 1892 году. А за 34 года до этого, 18 марта 1858-го года, родился обладатель патента Рудольф Дизель.

Рудольф Дизель родился в Париже у немецких иммигрантов: переплётчика книг Теодора Дизеля и Элизы Штробель. Через 12 лет после его рождения началась Франко-Прусская война, и оставаться во Франции немецкой семье становится опасно. Родители Рудольфа Дизеля уезжают в Лондон, а сына отправляют в Аугсбург – город на юго-западе Баварии   к дяде и тете. Дядя Кристоф Барникель – преподаватель математики в Королевском Земском училище в Аугсбурге. В 1871 году Рудольф поступает туда и через два года заканчивает с отличием.

После Рудольф Дизель поступает в Мюнхенский технический институт. Родители против – в непростое время они ждут, что сын будет зарабатывать, но он получает лишь стипендию. Окончив институт, Дизель возвращается в Париж профессор Карл фон Линде предложил Рудольфу работу в филиале своей фирмы  который занимался холодильным оборудованием – сегодня это концерн «The Linde Group». Тогда Рудольф Дизель и заинтересовался работой с тепловыми двигателями.

Во второй половине XIX века инженеры экспериментировали с двигателями внутреннего сгорания в поисках компактной и рабочей модели.  Как топливо использовали бензин, спирт и даже порох. Рудольф Дизель искал вещество, которое при соединении с топливом создавало бы необходимую для воспламенения температуру. Так он пытался реализовать «цикл Карно» – теорию, которую вывел французский ученый Сади Карно в 1824 году, еще до рождения Дизеля: «сперва сжать воздух насосом, затем пропустить его через вполне замкнутую топку, вводя туда маленькими порциями топливо при помощи приспособления, легко осуществимого; затем заставить воздух выполнять работу в цилиндре с поршнем или в любом другом расширяющемся сосуде и, наконец, выбросить его в атмосферу…».

Рассказывают, что на изобретение, в котором зажигательным веществом становится сжатый воздух, Рудольфа Дизеля натолкнула зажигалка для сигар: фитиль в трубке разогревался, когда воздух сжимали с помощью поршня. Дизель решил впрыснуть распыленное топливо в момент максимального давления. В новой схеме двигателя, которую разработал Рудольф Дизель, воздух должен был сжиматься с такой силой, чтобы при его соединении с топливом смесь воспламенилась до температуры 600–650°С, и в цилиндр начало поступать готовое для работы двигателя топливо. Таким образом, снижались потери, и увеличивался КПД двигателя.

Заявку на патент Дизель оформил как «новый рациональный тепловой двигатель» первый рабочий прототип удалось построить только через 5 лет после защиты права на изобретение – в 1897 году. И он оказался эффективнее разработок, которые использовали в то время – дизель показал коэффициент полезного действия в 26,2 % против 12% паровых турбин и 20% двигателя Отто.

1 января 1898 года Дизель открыл собственный завод по производству двигателей. А в начале ХХ века, после выставки в Париже, промышленники начали скупать лицензии на производство дизельных двигателей. Первый корабль с дизельным двигателем построили в 1903 году, первый грузовик и локомотив на дизельном ходу – в 1908. Серию легковых автомобилей Мерседес-Бенц-260D на дизеле запустили в производство в 1936 году. До этого момента изобретатель уже не дожил.

В сентябре 1913-го года Рудольфа Дизеля видели последний раз. 55-летний изобретатель пропал с борта парохода «Дрезден», который шел из Антверпена в Лондон. Позже рыбаки выловили тело, обнаруженные вещи опознали, как принадлежащие Рудольфу Дизелю. Было это убийство или суицид выяснить не удалось.

 

На основании материалов из открытых источников

Фото на главной: vvoennyy / ru.123rf.com