0 комментариев 866

Завершён этап проектирования новосибирского «СКИФа»

Завершён этап проектирования центра коллективного пользования "СКИФ", об этом сообщает ТАСС. Подробнее о том, для чего необходима эта установка класса "mega science" в нашем материале
Общий вид на объект ЦКП «СКИФ»Источник иллюстрации: srf-skif.ru

Общий вид на объект ЦКП «СКИФ»
Источник иллюстрации: srf-skif.ru

Директор Института катализа  им. Г. К. Борескова СО РАН Валерий Бухтияров сообщил о завершении проектирования центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ»), который будет создан под Новосибирском и заработает уже к концу 2024 года. Об этом пишет ТАСС.

По словам Валерия Бухтиярова, по устранению всех замечаний проект будет направлен в Главгосэкспертизу, затем будет необходимо получить разрешение на строительство, которое планируется начать не позднее октября 2021 года.

Напомним, ЦКП «СКИФ» - проект установки класса «mega science», который создаётся в рамках национального проекта «Наука» с целью реализации в России современной отечественной сети источников синхротронного излучения нового поколения. Его построят в наукограде Кольцово под Новосибирском. Он будет включать ускорительный комплекс, а также экспериментальные станции и лабораторный корпус.

Будущая установка относится к поколению «4+».Как ранее рассказал «Новостям сибирской науки» доктор физико-математических наук и заместитель руководителя проектного офиса Центра коллективного пользования «СКИФ»  Ян Зубавичус: «Сибирский кольцевой источник фотонов» призван вернуть новосибирский Академгородок на фронтир мировой науки. В России на настоящий момент работают только синхротроны первого поколения, которые появились еще в 70-х годах и сильно устарели, а в мире синхротронов четвертого и даже третьего уровня единицы. Появление «СКИФ» станет настоящим прорывом", - считает учёный.

В отличие от коллайдера синхротрон можно будет использовать в прикладных целях, изучать действие лекарств, исторические артефакты, различные устройства, включая самоочищающиеся покрытия, аккумуляторы и батарейки, гибкие сенсорные экраны, - сообщают «Новости сибирской науки».

Как сообщил в конце 2020 года пресс-службе ИЯФ СО РАН (Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН) доктор физико-математических наук Евгений Левичев, изготовление элементов синхротрона уже началось: «В настоящий момент изготовление элементов источника электронов, линака, бустера и транспортных каналов уже начато. Производство линака — как первой установки, которая должна заработать, — идет полным ходом. В декабре подготовлен и передан в экспериментальное производство комплект чертежей всех магнитных элементов бустера-синхротрона, создание которых является наиболее трудоемкой задачей. Подготовлены заявки на закупку материалов и комплектующих, начато изготовление необходимой оснастки. Сотрудники нашего экспериментального производства испытали критически важное оборудование — штампы для изготовления магнитов, которые обеспечивают требуемую точность поверхности полюса. Пробные отштампованные пластины показали хорошее качество, что говорит о полной готовности оснастки к производству магнитов синхротрона».

Источник: nauka.tass.ru, , www.sib-science.info, catalysis.ru