Отбор проб на одной из площадок. Автор фото: Наталья Кошелева

Отбор проб на одной из площадок. Автор фото: Наталья Кошелева

 

Ученые географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова изучили содержание 17 потенциально токсичных элементов (ПТЭ) в почвах детских площадок Москвы и оценили связанные с этим экологические риски для здоровья детей. Результаты работы опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health (Q1, Springer Nature, 2025, vol. 47).

Исследования проводились на территории пяти административных округов Москвы в полосе наибольшего загрязнения почв ПТЭ, протянувшейся с северо-запада на юго-восток Москвы. Здесь размещены крупные промышленные предприятия и высока плотность транспортных магистралей. Детские площадки для обследования выбирались с учетом разнообразия городской среды Москвы, чтобы отразить различные условия антропогенного воздействия. Большая часть площадок расположена во внутриквартальных дворах, в том числе во «дворах-колодцах» − замкнутых пространствах, окруженных средне- и многоэтажной жилой застройкой. Значительное число площадок находится в 50-100 м от крупных транспортных магистралей, включая МКАД и Третье транспортное кольцо. Отдельную группу составляют площадки поблизости от крупнейших промышленных зон Москвы, где сосредоточены предприятия теплоэнергетики, машиностроения, металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, стройиндустрии.

Результаты исследования показали, что содержание большинства ПТЭ в почвах детских площадок превышает региональный геохимический фон. «Наибольшее превышение в 3,4-3,7 раза характерно для сурьмы и свинца, концентрации цинка, меди, мышьяка и кадмия больше в 2,1-2,6 раза, висмута и молибдена – в 1,7 раза», − рассказала один из авторов исследования, профессор географического факультета МГУ Наталья Кошелева.

Впервые для городской территории столицы определено содержание ПТЭ не только в общих пробах почв, но и в мелкодисперсных фракциях PM1 и PM10 (частицы размером менее 1 и 10 мкм), которые считаются наиболее опасными с точки зрения ингаляционного и контактного (дермального) воздействия на детей. В мелкодисперсных фракциях концентрации загрязняющих элементов оказались в 1,3-6 раз выше по сравнению с их общим содержанием в почве. Наибольшее накопление загрязнителей выявлено вблизи промышленных зон, крупных транспортных магистралей, а также во «дворах-колодцах», где ограничена естественная вентиляция воздуха.

Впервые для почв Москвы идентифицированы основные источники и количественно определены их вклады в загрязнение с помощью рецепторной модели положительной матричной факторизации (PMF). Ученые выделяют пять ключевых факторов: литогенный источник (со средним вкладом 32,6%), строительные отходы (22%), транспортные выбросы (16,5%), предприятия машиностроения и металлообработки (14,1%), а также выбросы других промышленных источников (14,6%).

«Немаловажно, что моделирование позволило оценить вклады этих источников загрязнения для каждой площадки и установить зоны с доминированием того или иного источника загрязнения. Это дает объективную основу для разработки мероприятий, направленных на уменьшение негативных последствий техногенных выбросов в разных районах города», – подчеркнула Наталья Кошелева. 

Риск для здоровья детей оценивался с использованием модели, разработанной Агентством по охране окружающей среды США (US EPA, 1989; US EPA, 2002) и официально принятой и обязательной для использования в России в соответствии с национальным нормативным документом  Р 2.1.10.3968-23. Оценка опасности загрязнения почв детских площадок показала, что средний индекс неканцерогенного риска для детей составляет 0,75, что соответствует низкому уровню. Однако в 13% образцов значения индекса достигали умеренного уровня. Совокупный канцерогенный риск был оценен в 6,1 на 100 тыс. чел. (средний риск), при этом в 8% случаев он превышал пороговое значение 10 (высокий риск), главным образом на площадках, расположенных вблизи крупных автомагистралей и реорганизуемых промзон. Основной вклад в канцерогенный риск вносит мышьяк, поступающий преимущественно из строительных и демонтажных источников.

Авторы исследования подчеркивают, что при размещении детских площадок необходимо учитывать расстояние до действующих строительных площадок, крупных автомагистралей и промышленных объектов, а также принимать меры по снижению загрязнения почв некоторых детских площадок путем рекультивации.

Работа выполнена в рамках проекта РНФ №19-77-30004-П «Мегаполис».

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ