К такому выводу пришли ученые из Университета Колгейт (США), проанализировав снимки 45 ледников на Красной планете, сообщает пресс-служба вуза. Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS.

На Земле ледники покрывали планету широкими полосами во время последнего ледникового периода, который достиг своего пика около 20 000 лет назад, прежде чем льды начали отступать к полюсам. Однако на Марсе ледники никогда не исчезали, оставаясь замороженными на холодной поверхности Красной планеты более 300 миллионов лет, покрытые обломками породы.

Ранее сложно было сказать, все ли эти ледники образовались во время одного массивного марсианского ледникового периода или в результате нескольких отдельных событий в течение миллионов лет. Поскольку ледниковые периоды являются результатом сдвига наклона оси планеты, ответ на этот вопрос может рассказать ученым, как орбита и климат Марса менялись с течением времени, а также какие породы, газы или даже микробы могли законсервироваться внутри льда.

Ученые из Университета Колгейт нашли способ ответить на этот вопрос. Поскольку скалы на поверхности ледников предположительно разрушаются с течением времени, постоянное движение вниз по склону от более крупных к более мелким камням указывало бы на то, что ледниковый период был один и длился долгое время.

Выбрав 45 ледников для исследования, авторы работы сфотографировали их с помощью спутника Mars Reconnaissance Orbiter, подсчитали размер и количество камней в этих ледниках. Разрешение достигало 25 сантиметров на пиксель. При таком увеличении искусственный интеллект не может точно определить, что является скалой на неровной поверхности ледника – поэтому подсчеты проводились вручную. За два года студенты посчитали и измерили около 60 000 больших камней. «Мы провели своего рода виртуальную полевую работу, прогуливаясь вверх и вниз по этим ледникам и нанося на карту валуны», – сказал автор исследования, планетный геолог Джо Леви (Joe Levy). И добавил, что важен был не размер камней, а то, как они были сгруппированы.

Результаты показали, что камни перемещаются внутри ледников, а значит – они не разрушаются. В то же время они были распределены в виде четких полос обломков по поверхности ледников, обозначая предел отдельных и отчетливых потоков льда, образовавшихся из-за наклона оси Марса.

Основываясь на этих данных, ученые пришли к выводу, что Марс претерпел от шести до 20 отдельных ледниковых периодов за последние 300-800 миллионов лет.

[Фото: JOE LEVY/COLGATE UNIVERSITY]