10 декабря исполнилось 60 лет Межведомственному научно-техническому совету по космическим исследованиям Академии наук, который сегодня известен как Совет по космосу РАН. В 1959 году вышло постановление о создании совета, председателем которого был назначен выдающийся ученый, академик Мстислав Келдыш. Согласно постановлению, рассекреченному совсем недавно, члены Совета отвечали за разработку планов по созданию космических объектов, а также за координацию работ по освоению верхней атмосферы и космического пространства. В середине ХХ века само время диктовало необходимость создание такого совета, который закрепил лидерство державы на мировой арене. За годы работы члены Совета достигли многого. Именно благодаря первопроходцам состоялись и последующие космические победы.

После политических изменений про Совет и его заслуги не забыли. В 1992 году вышло другое постановление, которое звучало так: "С целью сохранения преемственности поручить Совету по космосу РАН обеспечить выполнение решений, ранее принятых Межведомственным научно-техническим советом по космическим исследованиям при Академии наук СССР и Советом "Интеркосмос". Один из инициаторов и научных руководителей многолетней программы исследования планеты Венера, один из первых ученых-секретарей совета,  астроном, академик РАН Михаил Яковлевич Маров рассказал, как рождалась космическая история совета.

Вспоминает Михаил Яковлевич: "Это история началась с мощного противостояния двух держав - Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. Две страны боролись за глобальное превосходство, величие, за возможность диктовать свои условия миру. После начала холодной войны Америка и некоторые страны Европы пытались удерживать Союз, который обрел колоссальный авторитет после Второй мировой войны. Поэтому наша страна была окружена военными базами. И средствами доставки уже тогда существовавшего ядерного оружия были, конечно, воздушные носители. В середине 50-х гг. произошел мощный рывок в развитии ракетной техники. И в этом, конечно, колоссальная заслуга Сергея Павловича Королёва. Была создана первая баллистическая ракета, которая позволяла доставлять ядерный заряд через океан. Так, американцы перестали чувствовать себя неуязвимыми.

Тем не менее, это стало неким двигателем для развития новой космической эры. Выход человека в открытый космос был мечтой Королёва. Мне довелось познакомиться с ним и другими выдающимися учеными того времени, в особенности с Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, который всячески поддерживал мечту Королёва. Он подкрепил ее серьезными теоретическими расчетами, проектами, которые позволяли эту идею осуществить. Испытания баллистической ракеты Р-7 подтвердили расчеты - ракета  может вывести в космос искусственный спутник Земли. С  этим предложением Королев, Келдыш и Тихонравов в 1956 году обратились к правительству. В этом же году была создана Комиссия, ставшая предшественником Совета по космосу.

Королёв собрал ведущих ученых и задал им вопрос: для чего нам спутник? Какие научные задачи он будет решать? Какие приборы на него ставить? Именно это стало прологом космической эры. Далее был запущен первый спутник, начались полеты к Луне, первые попытки полета к планетам - Венере, Марсу. А в 1959 году Комиссия была преобразована в серьезную и авторитетную организацию - Совет по космическим исследованиям при Академии наук.

Совет существовал практически до перестроечных времен. Потом началась перестройка и пришли нашумевшие 90-е. Многое мы разрушили тогда собственными руками, в том числе и в космической отрасли. Но в 1992 году удалось воссоздать совет вновь. Именно он взял на себя все главные задачи и традиции. Мне довелось самому работать в Совете на должности ученого-секретаря.

На совет по космосу были возложены серьезные обязанности. Практически, он осуществлял координацию всех фундаментальных и прикладных исследований. Тогда все только начиналось - не было ни связных, ни навигационных, ни метеорологических спутников.

Важно то, что совет не был бюрократической организацией - это был совершенно живой орган. Мстислав Всеволодович часто брал меня на выездные заседания, которые проходили в главных научных институтах и предприятиях. Все вопросы решались на месте. Для конструкторов было честью в присутствии Келдыша представлять свои доклады, планы, методы их осуществления. И это было по-настоящему живое участие в разработке проектов, от которых зависело осуществление нашей космической программы. Это в значительной мере  определило то, что мы занимали лидирующие позиции в космической гонке. Мы были первыми. И важно то, что в любом деле должен быть лидер, которого знают, уважают и которому верят. Такими лидерами были Королёв и Келдыш.

Совет имел большое значение для меня. Это самое яркая и значимая часть моей жизни и карьеры. Я познакомился с ведущими специалистами, работал с ними. Каждому из них я очень благодарен за эту школу. И прежде всего, я благодарю своего великого учителя Мстислава Келдыша, с которым мне довелось работать на протяжении 20 лет".

О лидерстве также говорил председатель современного Совета по космосу РАН, академик Лев Матвеевич Зеленый.

"Я обязательно хочу упомянуть человека, без которого ничего бы не было. Я говорю о Никите Сергеевиче Хрущеве. Два человека, Королёв и Келдыш, конечно, определили развитие, но без доброй воли, без поддержки, без увлечения руководства страны мы бы не достигли таких результатов. Недавно в разговоре с журналистом я вспомнил такую фразу Станислава Лема: ученые тогда начнут получать деньги на проекты, напоминающие научную фантастику, когда вырастет поколение руководителей, которые в эту фантастику поверят. Королёв и Келдыш сумели это сделать. Я завидую Михаилу Яковлевичу, что он жил в то время и был свидетелем того, как развивалась космическая эра. Сегодня мы видим иную ситуацию. Мы пока не сумели объяснить руководству масштаб и важность подобных задач. <...> Келдыш и Королёв были соратниками и выступали единым фронтом. Ведь в то время были разные тенденции. Военным не нужен был спутник, им нужна была ракета, которая доставит на другой континент боеголовку. Но проект спутника возник как некая побочная часть, поскольку ракета-носитель оказалась мощнее, чем нужно. <...> Сейчас время другое, и мы стараемся вернуться к истокам. Наш Совет сегодня, по больше части, занимается фундаментальной наукой. А Совет, созданный Келдышем, отвечал за весь космос, в том числе за прикладные исследования. Поэтому сейчас мы стали рассматривать прикладные области, которых раньше не было в повестке совета".

Тематика юбилейного Совета по космосу РАН была посвящена актуальным вопросам развития методов и систем дистанционного зондирования Земли и использования технологий спутникового мониторинга. Участники Совета представили теоретические и экспериментальные результаты, полученные в ходе исследований наземных экосистем, растительного и почвенного покрова, изучения процессов в океане и атмосфере и их взаимодействия, исследований в области геологии и геофизики на основе данных спутникового зондирования.

"В сферу интересов совета по космосу входит дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ). И этот класс задач связан, прежде всего, с прикладными исследованиями. Сейчас вокруг орбиты Земли летает порядка 2000 спутников. Из них около 10 % проводят зондирование. У России сейчас около 11 спутников, что, прямо скажем, очень мало по сравнению с количеством спутников других стран. Поэтому Роскосмос планирует к 2025 году запустить 25 новых спутников для задач ДЗЗ. И речь идет не только о том, чтобы покрыть всю территорию, но и получать изображения в высоком разрешении. <...> Следующий важный вопрос связан с количеством данных. Сможем ли мы непрерывно передавать эти данные на Землю, быстро распределять по потребителям? <...> К сожалению, сейчас мы получаем данные зарубежных спутников", - рассказал президент РАН Александр Сергеев. Еще одно заседание Совета по этой широкой тематике ожидается в январе.