27 декабря 2004 года мог стать последним днем жизни всех организмов на Земле, потому что именно в этот день гамма-всплеск от нейтронной звезды SGR 1806-20 достиг нашей планеты. Эта звезда – звезда класса магнетаров.

Объект – радиопульсар PSR J1808-2024 и источник гамма-всплесков GRB 790107, который назвали так в астрономической базе данных «Simbad» Страсбургского университета, заинтересовал ученых впервые 7 января 1979 года. Тогда советский космический эксперимент "Конус" по изучению космических всплесков гамма-излучения зафиксировал от объекта всплеск. После, в ходе дальнейшего наблюдения, также были зафиксированы всплески. В 2004 году ученые обратили внимание на появление в нем новых гамма-вспышек, а 27 декабря этого года произошла вспышка, которую до этого ученые никогда не наблюдали. Излучение от нее, двигавшееся со скоростью света 300 000 км/с, достигло Земли.

Исследователи выясняли, что источником вспышки стала звезда, масса которой равна массе Солнца. Ее размер около 20 км, напряженность магнитного поля – 1015 Гаусс, при том, что магнитное поле Земли - 0,6 Гаусса. Эта звезда нейтронная - то, что остается после коллапса обычной звезды. Нейтронные звезды обладают очень сильным магнитным полем и очень высокой угловой скоростью вращения вокруг собственной оси (SGR 1806-20 делает полный оборот за 7,5 секунд). Магнитное поле магнетаров может провоцировать взрыв звезды. Среди нескольких миллионов "обычных" нейтронных звезд только 12 нейтронных звезд магнетаров. Вспышка SGR 1806-20, произошедшая 27 декабря, была в миллиарды раз мощнее обычной вспышки гамма-повторителей.

Настолько мощный взрыв был отмечен впервые. Ведущие астрономические центры и спутники зафиксировали такой вселенский катаклизм. Ученые определили, что мощность вспышки составила 1040 Ватт, такую энергию Солнце излучает за 150 тысяч лет. А продолжительность вспышки составила примерно 0.2 секунды. В оптическом диапазоне источник был ярче полной Луны. Вещество, выброшенное при вспышке, было хорошо видно в радиоволнах. За «послесвечением» стали следить в США, Австралии, Нидерландах и Индии.

Расстояние, на котором произошел взрыв, составило примерно 50 000 световых лет от Земли. Несмотря на огромное расстояние, взрыв отразился на жителях планеты. Так, многие люди в этот день испытали проблемы со здоровьем. Кроме того, наблюдали сбои в работе различных технических приборов. Некоторые исследователи также связывают землетрясение в Индийском океане именно с этим катаклизмом.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников