Ученые сделали «жизненно важный шаг» к пониманию происхождения болезни Паркинсона - самого прогрессирующего неврологического заболевания в мире, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Nature Communications.

Исследование представляет новые убедительные доказательства того, что ключевой белок, называемый альфа-синуклеин, на самом деле делает в нейронах мозга.

Доктор Джулиана Фуско, научный сотрудник Колледжа Святого Иоанна Кембриджского университета и ведущий автор статьи, сказала: «Это исследование может дать больше информации об изнурительном нейродегенеративном расстройстве, которое может привести к невозможности ходить и говорить. Если мы хотим вылечить болезнь Паркинсона, нам нужно понять функцию альфа-синуклеина - белка, присутствующего в мозгу каждого человека. Это исследование является жизненно важным шагом на пути к этой цели».

Болезнь Паркинсона - это прогрессирующее неврологическое заболевание, при котором нервные клетки мозга слабеют или умирают. Болезнь имеет множество симптомов, включая тремор, особенно в руках, проблемы с походкой и равновесием, медлительность и крайнюю жесткость в руках и ногах. Болезнь Паркинсона развивается, когда клетки мозга перестают работать должным образом и не могут производить достаточно дофамина - химического вещества, которое контролирует движение в организме, действуя как посредник между клетками.

Болезнь в основном поражает людей старше 60 лет и ухудшается с течением времени, но болезнь Паркинсона с ранним началом может поражать людей моложе этого возраста.

Более 10 миллионов человек во всем мире живут с болезнью Паркинсона, включая актера Майкла Дж. Фокса, которому был поставлен диагноз в возрасте 29 лет, певца Нила Даймонда, комика Билли Коннолли и музыканта Оззи Осборна. Болезнь Паркинсона может поражать женщин, но мужчины страдают от нее чаще.

Пока неизвестно, почему люди заболевают болезнью Паркинсона, но исследователи считают, что это сочетание возраста, генетических факторов и факторов окружающей среды, которые вызывают гибель нервных клеток, производящих дофамин, что влияет на способность тела двигаться.

В новом исследовании изучалось, что происходило в здоровых условиях, чтобы помочь определить, что не так в клетках людей с болезнью Паркинсона. Все клетки в организме имеют плазматическую мембрану, которая защищает клетки и обычно транспортирует питательные вещества и выводит токсичные вещества.

Доктор Фуско пояснил: «Один из главных вопросов исследования Паркинсона: какова функция альфа-синуклеина - белка, который в патологических условиях образует комки, влияющие на двигательные и когнитивные способности? Обычно вы обнаруживаете белок, отвечающий за его функцию, а затем вы выясняете, что происходит не так, когда его поражает болезнь; в случае альфа-синуклеина белок был идентифицирован по его патологической ассоциации, но мы не знали, что он обычно делает в нейроне. Наши исследования показывают, что белок альфа-синуклеин прилипает к внутренней поверхности плазматической мембраны нервных клеток, но не внешней - это важная новая информация».

Во время исследования ученые использовали синтетические модели, чтобы имитировать мембраны клеток мозга.

Профессор Альфонсо Де Симоне из Имперского колледжа Лондона и один из авторов статьи сказал: «Когда этот белок функционирует нормально, он играет важную роль в механизмах, посредством которых нейроны обмениваются сигналами в головном мозге. Но у него есть темная сторона. потому что он работает со сбоями и начинает слипаться в группы, которые в конечном итоге распространяются и убивают здоровые клетки мозга. Наше исследование показало, что этот белок цепляется за внутреннюю поверхность плазматической мембраны клеток мозга, поэтому мы медленно строим картину этого очень сложного заболевания, изучая ключевой функции альфа-синуклеина».

Существуют методы лечения и лекарства, доступные для пациентов с болезнью Паркинсона, и болезнь не смертельна, но нет ничего, что могло бы обратить вспять последствия болезни. Внесение изменений в образ жизни, включая больше отдыха и физических упражнений, также может облегчить симптомы.

Профессор Де Симон добавил: «В нашем организме тысячи белков, и до тех пор, пока функция этого загадочного белка не будет подтверждена дополнительными исследованиями, нельзя начинать разработку медикаментозной терапии для устранения истоков болезни Паркинсона на тот случай, если цель лекарства – белок альфа-синуклеин».