Аденоассоциированный вирус 9, часто используемый для доставки нормальных копий генов на замену дефектным при генной терапии, в больших дозах вызывает быстрое и обширное поражение печени у молодых нечеловекообразных обезьян и поражение спинного мозга у поросят. К такому выводу пришли ученые из Пенсильванского университета, которые около двадцати лет изучают этот объект. Их научная статья опубликована в журнале Human Gene Therapy .

При генной терапии дефектные копии участков ДНК, из-за которых организм производит нефункциональные или даже вредоносные белки, заменяют на «здоровые», кодирующие протеины правильного состава. Осуществляется это с помощью вирусов, способных проникать в клетки нужных типов. Внутрь вирусных частиц помещают нужные фрагменты ДНК, а перед этим эти частицы обезвреживают, чтобы они не могли вызвать в организме пациента инфекцию.

Биологи из Пенсильванского университета изучили воздействие больших доз аденоассоциированного вируса 9, несущего нормальную копию гена SMN для «починки» спинальной мышечной атрофии, на трех поросят в возрасте до 30 дней и трех 14-месячных обезьян. Таких молодых животных выбрали потому, что это наследственное заболевание проявляется вскоре после рождения и часто убивает больных детей до достижения ими возраста двух лет. Оно поражает нервные клетки спинного мозга, подающие активирующие сигналы мышцам — мотонейроны, из-за чего теряется способность двигаться. Вирусы вводили внутривенно.

Через четыре дня у одного из детенышей обезьян отказала печень, и его пришлось усыпить. У всех поросят через две недели после введения аденовируса развились тяжелые поражения чувствительных нейронов спинного мозга, приносящих сигналы о положении мышц в пространстве. Из-за этого животные потеряли способность поддерживать равновесие и нормально передвигаться. Однако их печень не пострадала.

Таким образом, передозировка препарата для генной терапии спинальной мышечной атрофии чревата серьезными последствиями. В 1999-м году скончался мальчик, которого лечили от этого заболевания . Руководитель нынешнего исследования тогда выяснял причину смерти ребенка и установил, что это произошло в результате реакции иммунной системы мальчика на аденовирусы. Тем не менее, в последующих случаях таких проблем не возникало. Например, в прошлом году вышла статья о результатах генной терапии спинальной мышечной атрофии у 15 детей. Маленьким пациентам уже больше трех лет, и почти все они умеют сидеть, а некоторые — даже ходить. Без лечения они бы были уже мертвы.

Генная терапия — перспективный метод избавления от наследственных заболеваний, которые ранее нельзя было вылечить до конца: можно было облегчить лишь некоторые их симптомы. Поскольку генная терапия открывает совершенно новые возможности в медицине, она используется все шире, поэтому знать о ее вероятных побочных эффектах критически важно.

[Иллюстрация: Science Picture Co/Science Source]