России нужна система высшего образования, которая учитывала бы существующий опыт и лучшие наработки прошлого, но отвечала на современные вызовы. Об этом говорили 27 июня на парламентских слушаниях в Государственной думе РФ по вопросу развития системы высшего образования.

Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков напомнил, что система образования, действующая в России до нынешнего времени, формировалась на рубеже столетий ― в конце 1990-х ― начале 2000-х гг., в других экономических и геополитических реалиях. «Предлагается выйти из парадигмы слепого копирования чужого опыта и попыток соответствия чужим стандартам», ― отметил министр и добавил, что нужно двигаться вперед, используя положительный опыт и не отрицая предыдущего этапа. В.Н. Фальков отметил, что в Болонской системе образования есть ряд недостатков.

«Например, студент четвертого курса заканчивает бакалавриат по журналистике. А затем поступает в магистратуру по юриспруденции. В итоге кто этот человек по профессии, насколько глубоко он подготовлен к каждому из двух видов деятельности? Он и в правоохранительных органах как юрист не может сделать карьеру, и с точки зрения журналистики обучился недостаточно, поскольку впереди еще могла быть магистратура по журналистике», ― отметил В.Н. Фальков.

Министр науки и высшего образования рассказал о ключевых принципах, которые сегодня предлагают положить в основу создания отечественной системы образования. Во-первых, это направленность всей системы образования на достижение национальных целей. Во-вторых, открытость: «Совершенствование нашей системы образования не нацелено на ее самоизоляцию. Напротив, мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован», ― сказал В.Н. Фальков.

Он добавил, что один из важнейших принципов ― фундаментальность системы образования, необходимо правильное сочетание фундаментальной и практической подготовки: «Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженера или менеджера. А нам нужны творцы: достижение настоящего технологического суверенитета требует от системы высшего образования работы на опережение».

Параллельно с фундаментальностью образования необходимо учитывать практическую часть ― передачу не только знаний, но и конкретных навыков в мире технологий. В образовательных программах важна нацеленность на практическую проектную деятельность.

Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий отметил, что сегодня среди выпускников вузов около 80% бакалавров и только 20% специалистов, хотя раньше это соотношение было обратным — система образования готовила более 90% специалистов. Он добавил, что МГУ не перешел на двухуровневый стандарт образования целиком, был сохранен шестилетний специалитет по 13 фундаментальным специальностям.

«Моя позиция по Болонскому процессу хорошо известна. Принципиальные дискуссии со сторонниками заимствования, копирования различных образцов мы вели и до подписания Болонской декларации, и после, когда в наших университетах начались серьезные изменения. Мы были сторонниками прежде всего фундаментальности образования как нашего главного конкурентного преимущества», ― сказал В.А. Садовничий.

Участники парламентских слушаний отметили, что нужно выстроить систему университетского образования, которая основывалась бы на преимуществах отечественной высшей школы и при этом отвечала задачам государства и уровню научно-технологического развития. Председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию С.В. Кабышев сказал: «Важнейший показатель качества высшего образования — способность выпускника университета самостоятельно вырабатывать и принимать решения, эффективно действовать во всех сферах как производственной, так и общественной жизни в отсутствие жесткого контроля и принуждения, следуя при этом принятым в российском обществе духовно-нравственным идеалам».

На встрече в Государственной думе участники также обсудили вопросы дистанционного образования, влияния Болонской системы на подготовку врачей, привлечения молодежи в научную сферу и возможного увеличения зарплат преподавателей. Поднятые вопросы и предложения продолжат обсуждать в Государственной думе и правительстве. В конце заседания министр науки и высшего образования поблагодарил участников за консолидированное мнение: «Мы постараемся <…> облечь все это в конкретные решения, а потом уже выйти с тем, чтобы последовательно, осторожно, но там, где надо, быстро и решительно произвести необходимые изменения, чтобы наша система образования была более конкурентоспособной и мы решили те задачи, которые стоят перед страной и которые перед нами совсем недавно поставил президент страны», ― сказал В.Н. Фальков.

 

Фото на главной странице: сайт Государственной думы