Ученые из Университета Саутгемптон в Великобритании смогли  записать всю последовательность генома человека на пятимерный или 5D - Кристалл памяти. Это инновационный носитель информации, способный хранить до 360 терабайт данных в течение миллиардов лет. Таким образом, исследователи надеются, что «кристалл вечности» поможет вернуть к жизни человечество после его гипотетического вымирания «через тысячи, миллионы и даже миллиарды лет, если наука это позволит», говорится в пресс-релизе на сайте Университета. Таким же образом можно сохранить геномы исчезающих видов растений и животных.

5D-Кристалл был разработан в 2014 г. командой Исследовательского центра оптоэлектроники (ORC) под руководством Питера Казански. Кристалл по своим свойствам эквивалентен плавленому кварцу, одному из самых устойчивых к внешним воздействиям материалов. Так, он может выдерживать экстремальные температуры, прямое ударные нагрузки до 10 тонн на см2 и длительную космическую радиацию. И в 2014 г. изобретение занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый долговечный носитель информации.

И этой осенью стало известно, что британцы записали на свой чудо-кристалл размером с монету целый геном человека, который состоит из 3 миллиардов нуклеотидов или «букв». Сделать это позволила особая технология записи и строение самого материала. При помощи сверхбыстрого лазера каждую «букву» генома сохранили в нанструктурированных пустотах кристалла, размером до 20 нм. Что касается названия «5D», то оно обозначает 3 пространственные координаты и два оптических измерения для записи по всему объему носителя. Считать данные с него можно с помощью оптического микроскопа и поляризатора.

Исследователи признают, что настоящее время невозможно воссоздать людей, животных и растения лишь по генетической информации. Однако, уже есть успехи в области синтетической биологии. В частности, создание синтетической бактерии командой доктора Крейга Вентера в 2010 году.

«Из работ других ученых мы знаем, что генетический материал простых организмов может быть синтезирован и использован в существующей клетке для создания живой жизнеспособной особи в лаборатории», - отмечает профессор Казански.

А пока «вечный» кристалл с геномом человека помещен на хранение в архив «Память человечества», расположенном в соляной пещере в австрийском Гальштатте. На кристалл ученые предусмотрительно нанесли визуальный ключ, который позволит нашедшему понять, что за информация там хранится.

Автор: Екатерина Фурсова / Научная Россия