20-21 июня 2017 г. в Москве состоялась Международная научная конференция «Восточная политика» Ватикана, Советский Союз и Русская православная церковь (1958-1978)», проведенная Ассоциацией содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований» (Ассоциация «ИПИИ») совместно с Институтом всеобщей истории РАН, Папским комитетом исторических наук и Отделом внешних церковных связей Русской Православной Церкви, в рамках научного проекта «Россия в мире», при спонсорской поддержке ПАО «Транснефть». Приветствия в адрес Конференции поступили от председателя ОВЦС РПЦ митрополита Волоколамского Илариона и заместителя министра иностранных дел РФ Алексея Юрьевича Мешкова.

Впервые была поставлена задача систематически рассмотреть Восточную политику Ватикана в период понтификатов Иоанна XXIII и Павла VI сквозь призму восприятия "другого" в условиях секуляризационных и постколониальных процессов, экономического и идеологического противостояния Холодной войны. Взаимоотношения Москвы и Ватикана, Русской православной церкви и Католической церкви, Ватикана и стран Восточной Европы были рассмотрены в международно-политическом, экономическом и культурном контексте.

На конференции выступили ведущие специалисты России, Италии, Франции, Швейцарии, стран Восточной Европы по истории Католической и Русской православных церквей, международной деятельности Ватикана, религиозной политике Советского Союза. Представленные ими доклады были основаны на результатах новейших исследований архивных фондов.

Директор Архива Государственного секретариата Ватикана, бельгийский ученый Йохан Икс, представил новую концепцию истории «Восточной политики» Ватикана. Согласно его версии, убедительно обоснованной изученными им документами указанного архива, начало этой политики было заложено еще при Пие XII, в 1946 г., выразившись в поисках некоего modus vivendi и попытках налаживания определенных контактов с Москвой. Кроме того, указанные даты характеризуют поворот в политике Советского Союза в отношении Ватикана, чем в политике Ватикана, поскольку основы для этого поворота были заложены еще в 1946 г., хотя и по ряду причин остались нереализованными.

О преемственности и переломе в политике Ватикана шла речь также в докладе швейцарского ученого, профессора Папского Латеранского университета, который вместе с тем подчеркнул, что Восточная политика Ватикана, имея целью поддержать и сохранить позиции католической церкви в странах, находящихся за железным занавесом, парадоксальным образом привела к потере его престижа и влияния в этих странах.

В отличие от Й. Икса российские ученые доказывали, что в Советском Союзе несмотря на общую эволюцию отношений в брежневский период, Ватикан по-прежнему воспринимался как враждебный институт. Вместе с тем, отчетливо виден рост заинтересованности советского руководства в решении проблем католиков в СССР, в расширении контактов с Ватиканом (доклад Н.А. Беляковой и Н.Ю. Пивоварова). Однако четкой позиции на общесоюзном уровне не существовало. У Кремля отсутствовала четкая религиозная политика и на уровне соцстран.

Международный контекст политики Ватикана был продемонстрирован в докладах французских ученых Э. Тавила и И. Дестивеля. В частности, Э. Тавил показал, что Восточная политика Ватикана способствовала делу мира и разрядки в Европе, завоеванию религиозной свободы. Особенно это касалось участия Ватикана в совещаниях по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Значительная группа докладов была посвящена ряду виднейших деятелей католической и православной церквей, оказавшихся так или иначе в перекрестье нового направления политики Ватикана (доклад Э. Грабовец о словацкой епископе Паволе Гнилице, А.С. Стыкалина о венгерском кардинале Йожефе Миндсенти,  О.Ю.Васильевой о митрополите Никодиме Ротове, Б. Филиппова о кардинале Стефане Вышиньском, С. Крумини-Коньковой о рижском епископе Петерисе Строде).

Взаимоотношения католической и православной церквей в рассматриваемый период было связано с церковно-государственным, межгосударственным и международным аспектами Восточной политики, но вместе с тем составляют особую страницу в межконфессиональных отношениях, чему был посвящен доклад петербургского исследователя М.В.Шкаровского. Шкаровский показал, что Русская Православная Церковь имела собственную систему оценки II Ватиканского Собора, являвшегося центральным событием в церковной жизни этих лет. С конца 1950-х гг. в Московском Патриархате появилась группа архиереев во главе с митрополитом Никодимом (Ротовым), которая пыталась всемерно расширять международные связи, стремясь укрепить позиции Церкви за рубежом и внутри страны. В результате их действий Патриархии удалось установить тесные контакты с религиозными организациями нескольких десятков государств мира и, благодаря этому существенно снизить накал антицерковных гонений в СССР.

Пусть в очень ограниченном и обусловленном контексте, но отношения между Католической и Русской Православной Церквями достигли в те годы максимальной степени сближения с момента крещения Руси. Развитие этого диалога сделало возможным такое явление, как появление в российских духовных образовательных учреждениях католических профессоров (доклад С. Каприо). Одновременно с 1968 года до середины 80-х годов некоторые православные священники и миряне из Московской и Ленинградской духовных академий были приняты в Папской коллегии Руссикум в Риме, где смогли углубить свои познания в области католического богословия.

Конференция явилась составной частью общего совместного проекта Института всеобщей истории РАН и Папского комитета исторических наук по теме «Россия и Ватикан в конце XIX- XX веков.

Важной особенностью этого сотрудничества было то, что в ней постоянно участвовали представители Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви.

Участники Конференции высоко оценили ее научный уровень и общественное значение, особенно, в нынешний сложный период международных отношений. Руководители Папского комитета исторических наук особо отметили, что сотрудничество с российскими учеными составляет важный фактор в деятельности Комитета.