Такой вывод сделали исследователи из Уппсальского университета (Швеция), изучив копролиты, или окаменелые экскременты динозавроподобного архозавра по имени Вавельский дракон, которые содержат много разжеванных фрагментов костей, сообщается на сайте университета. Видимо, этот хищник разжевывал кости своей добычи, чтобы получить больше соли и костного мозга. Такое поведение часто свойственное млекопитающим, но редко – архозаврам.

Большинство хищных динозавров использовали свои зубы, похожие на лезвия, чтобы питаться мясом своей жертвы, а вот кости их мало интересовали, как считалось ранее. Исключением были крупные тираннозавры, такие как Tyrannosaurus rex.

Исследователи из Уппсальского университета смогли связать десять крупных копролитов с Вавельским драконом (Smok wawelski), главным хищником позднего триасового периода (210 миллионов лет), обнаруженного в Польше. Длина тела этого животного достигала 5-6 метров, он был похож на тираннозавра, но жил на 140 миллионов лет раньше тираннозавридов Северной Америки. Хотя и сейчас не совсем ясно, был ли это настоящий динозавр или динозавроподобный предшественник.

Три копролита были просканированы с помощью синхротронной микротомографии. Этот метод только недавно был применен к копролитам и работает как компьютерный томограф в больнице, с той разницей, что энергия рентгеновских лучей намного сильнее. Метод позволяет визуализировать внутренние структуры окаменелостей в трех измерениях.

Было показано, что в копролитах содержится до 50% костей от животных, таких как крупные амфибии и молодые дицинодонты. Несколько раздробленных зубов, вероятно принадлежащих самому архозавру, также были обнаружены в копролитах. Это означает, что зубы неоднократно давили на твердые продукты питания и невольно проглатывались, а затем заменялись новыми.

Вавельский дракон и тиранозавриды, похоже, разделяют некоторые анатомические признаки, связанные с остеофагией (поеданием костей животных), такие как массивная голова и крепкое тело, несмотря на то, что они отдаленно связаны и живут «на расстоянии» в 140 миллионов лет.

Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

[Иллюстрации: MARTIN QVARNSTRÖM, Jakub Kowalski]