Зимой подводный мир Арктики отнюдь не вымирает, а, наоборот, кипит жизнью. Это открытие сделали 100 ученых из разных стран, под руководством профессора Йоргена Берге (Jorgen Berge) из Арктического института Норвегии. Их статью, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает BBC News.

Международная команда ученых работала на архипелаге Шпицберген, в заливе Конгсфьорден. Исследования проводились силами аквалангистов и включали в себя подводную видеосъемку, учеты численности разных видов животных и растений и анализ содержимого желудков рыб и птиц.

В результате выяснилось, что зимой, несмотря на полярную ночь, некоторые процессы в арктических водах идут даже с большей интенсивностью, чем летом. Под водой продолжают колыхаться заросли ламинарий, растут моллюски, размножаются мелкие морские животные и охотятся, ныряя, хищные птицы.

Большое количество хищных птиц, в том числе гагарок и кайр, особенно удивило ученых. «Это не отдельные особи, которые брошены на смерть, — сказал профессор Берге. — Они чувствуют себя прекрасно, ищут себе еду в темноте. У многих из них были набитые желудки».

Не исключено, что такая активность в Арктических водах связана с глобальным потеплением, из-за которого лед отступает, а на Шпицберген приходят теплые воздушные массы из Атлантики, что влияет на местные экосистемы. «Десять лет назад фьорды были покрыты льдом в течение всей зимы, и такая активность могла быть вообще невозможной», — сказал Берге. Впрочем, с другой стороны, отметил он, происходящее в Конгсфьордене не является чем-то уникальным: приборы, установленные в других похожих заливах, передают аналогичные данные.

Ясно одно: активность живых существ в зимней Арктике до сих пор была недооценена. «Многое происходит зимой, и мы до сих пор не уделяли этому достаточного внимания, — сказал профессор Питер Конви (Peter Convey) из Британской антарктической экспедиции. — В целом, море здесь холодное круглый год. Так что, если вы не зависите от солнечного света, вы можете оставаться активным. На самом деле, было не так уж много оснований считать, что зимой обитатели Антарктики абсолютно неактивны».