Ученые из Германии попытались установить причинно-следственную связь между потеплением в Арктике, снижением частоты штормов и усилением периодов аномальной жары в умеренных широтах Северного полушария. Все это может объяснить, например, затяжную жару лета 2010 года в России. Эту гипотезу ученые изложили в статье в журнале Science, а ее краткую версию можно найти на сайте издания.

Известно, что Арктика теплеет быстрее других регионов планеты. Одна из причин этой аномалии — позитивная обратная связь между потеплением и таянием морского льда: чем больше льда тает, тем сильнее растет среднегодовая температура арктического региона. Этот процесс называют усилением климатического сигнала. По мнению авторов статьи, ученых из Потсдамского института изучения влияния климата (Германия), одним из следствий усиления климатического сигнала в Арктике стало уменьшение градиента (если упростить — разницы) температур между полярным регионом и низкими широтами. Этот градиент температур рождает ветровые потоки, в том числе сильные, штормовые. А снижение градиента, соответственно, ослабляет ветровые потоки, они становятся реже. А раз меньше сильных ветров, то летом сильнее жара.

Ведущий автор работы Дим Куму (Dim Coumou) с коллегами пришел к подобной гипотезе, изучая мелкие ветровые потоки умеренных широт, которые участвуют в образовании циклонов и антициклонов, — «свободные кратковременные волны Россби». Он взял погоду за летние месяцы с 1979 по 2013 годы на территории между 35 и 70 градусами северной широты и увидел, что кинетическая энергия ветров в целом снижается. Снижение составляет 8-15% в летнее время, летних штормов стало меньше и они стали менее интенсивными. А без штормов вероятность засухи и затяжной аномальной жары повышается — что мы и наблюдали летом 2010 года в России.