В сфагновых болотах Японии обитает 45 видов раковинных амёб

Сотрудники факультета почвоведения и биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в составе международного коллектива выяснили, какие виды раковинных амеб населяют сфагновые местообитания. Эта группа простейших имеет большое значение в круговороте веществ. Результаты работы опубликованы в журнале Acta Protozoologica.

Раковинные амебы — это простейшие, которые передвигаются и воспринимают пищу при помощи специальных выростов — псевдоподий. Только в отличие от амёб, знакомых со школьной программы, тело раковинных оснащено небольшой раковинной, откуда выходят их ложноножки. Раковинные амёбы обитают во влажной среде, в том числе в почвах, лужах, озёрах, океанах, а также в сфагновых болотах, которые исследовали учёные на Японских островах.

«Это первая публикация о сообществах одной из групп простейших Protozoa — раковинных амеб, которые населяют сфагновые территории на выходах горных пород острова Хонсю», — рассказал один из авторов статьи Анатолий Бобров, доктор биологических наук, профессор кафедры географии почв факультета почвоведения МГУ.

В ходе исследования ученые выявили, что на покрытой мхом сфагнумом территории с низким содержанием питательных веществ и кислой средой встречается 45 видов раковинных амёб, принадлежащих к 21 роду из 15 семейств. Чтобы выяснить это, авторы отбирали пробы мха сфагнума на склонах низкогорья и исследовали пробы на световом биологическом микроскопе.

«Наше исследование — это следующий шаг на пути к лучшему пониманию мировой биогеографии раковинных амеб как одной из важнейших групп одноклеточных животных в балансе углерода и азота в лесных экосистемах. Также мы лучше будем понимать формирование населения простейших Японии», — заключил ученый.

Авторы отмечают, что исследования продолжаются несколько лет и уже привели к выявлению более чем 350 видов этой группы простейших.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Университета Хосэй (Япония), Бранденбургского технического университета Котбус-Зенфтенберг (Германия), Университета имени Адама Мицкевича в Познани (Польша) и из музея озера Бива (Япония).

раковинные амебы