Специалисты Курчатовского геномного центра в составе исследовательской группы впервые подробно изучили возбудителя мозаичной болезни инжира. Результаты работы опубликованы в журнале Plant Disease.

Мозаичный вирус получил такое название потому, что пораженные им растения приобретают характерную окраску листьев, стеблей или плодов. Он распространен в регионах культивирования фиговых деревьев, в том числе в России, и может поражать в среднем до трети посадок.

Пробы были взяты в Никитском ботаническом саду (Ялта). Ученые отобрали 59 фиговых деревьев с характерными мозаичными симптомами, выделили РНК из их листьев, провели секвенирование, а затем – биоинформатический анализ вирусного материала.

«Возможности полногеномного секвенирования, которыми обладает Курчатовский институт, позволяют проводить генетические исследования на новом уровне. С помощью этих технологий мы получаем исчерпывающую информацию о структуре геномов изучаемых биологических объектов. Результаты секвенирования позволили нам оценить, как устроены вирусы мозаичной болезни инжира, чем они отличаются между собой, как могут распространяться», – пояснил начальник лаборатории биоинформатики Курчатовского геномного центра Сергей Расторгуев.

В ходе исследования специалисты идентифицировали пять видов мозаичного вируса инжира. Сравнение полученных данных с международными базами генетической информации позволило установить, что крымские образцы вируса по нуклеотидной последовательности более чем на 90% совпадают с уже известными. При этом одни образцы имеют сходство с итальянскими аналогами, другие – с японскими. Это говорит о сложной и нелинейной эволюции данной группы возбудителей.

Результаты исследования расширяют знания о географическом происхождении и путях распространения возбудителя мозаичной болезни инжира, а также о его генетических особенностях.

В работе также приняли участие специалисты МГУ им. Ломоносова и Никитского ботанического сада.

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИЦ "Курчатовский институт"