Учёные Всероссийского НИИ сельскохозяйственной биотехнологии при помощи геномного редактирования создали новые формы картофеля, которые не цветут. Есть основания полагать, что при «блокировке» цветения энергетические ресурсы картофеля пойдут на образование клубней, что повысит урожайность растения.

«Мы используем технологию редактирования генома картофеля и в данный момент работаем с двумя целевыми генами. Это прежде всего ген LFY – фактор транскрипции, контролирующий переход растений к цветению», – рассказал Василий Таранов, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией во ВНИИСБ.

Учёные пытаются добиться не только повышения урожайности, но и устойчивости новых форм картофеля к  болезнями, например, грибковым. «Второй ген, с которым мы работаем, – это так называемый негативный регулятор устойчивости. В растениях есть гены, инактивация которых приводит к повышению их устойчивости к различного рода заболеваниям, и один из таких перспективных генов – это EDR1. Мы проводим по нему редактирование, и сейчас это все находится на стадии анализа результатов», – объяснил В. Таранов.

Полноценных сортов картофеля по новой технологии пока не создано. Остаётся неясным, будет ли геномное редактирование считаться на законодательном уровне  одной из форм создания ГМО. «В законодательстве есть дискуссионный вопрос: приравнивать ли генетически редактированные растения к генно-модифицированным организмам. ГМО у нас в стране не выращиваются, существует мораторий на это. Генетически редактированные, скорее всего, все же будут разрешены. Суть этой новой технологии в том, что туда ничего не привносится дополнительно чужеродного, просто методами генной инженерии вносятся мутации в те или иные гены», – пояснил директор ВНИИСБ, академик Геннадий Карлов.

Источник фото: Lars Blankers on Unsplash