Питание ― важнейший фактор, обеспечивающий жизнедеятельность, переоценить его значение невозможно. Однако представления об оптимальном питании трансформируются.

За последние 20 лет ежедневные энергозатраты обычного человека снизились почти в два раза. Соответственно должна снизиться и калорийность рациона. Но как при этом обеспечить организм необходимыми биологически активными веществами? Ведь с сокращенным рационом, соответствующим энергозатратам современного человека, не всегда удается получить около 200 нужных микроэлементов. Можно ли восполнить возникающий дефицит микроэлементов, не переедая? Специалисты в области диетологии и нутрициологии уверены, что решить проблему помогут специализированные пищевые продукты, разработки которых в России ведутся силами Консорциума «Здоровьесбережение, питание, демография». Его создание стало одним из этапов развития нового научного направления — антропонутрициологии.

Разработки каких дисциплин объединяет антропонутрициология? Как конституциональные особенности тела влияют на риск развития тех или иных заболеваний? Сложно ли найти отечественные специализированные продукты? Об этом — интервью с Дмитрием Борисовичем Никитюком.

Дмитрий Борисович Никитюк

Дмитрий Борисович Никитюк — директор ФГБУН «ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи», доктор медицинских наук, профессор, академик РАН.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

― Антропонутрициология — сравнительно новое научное направление. Как и когда оно появилось и какие задачи должно решить?

― Антропонутрициология как научное направление интегративной медицины развивается в России и за рубежом в течение последних пяти-десяти лет. Его основоположник, человек, который ввел в научную литературу этот термин, ― мой учитель академик В.А. Тутельян, научный руководитель нашего центра. Направление сложилось путем интеграции двух наук: с одной стороны, это возрастная, индивидуальная и конституциональная анатомия и антропология, а с другой ― нутрициология, наука о питании.

Анатомическая составляющая нового научного направления изучает стандарты физического развития детей и взрослых с учетом большого количества факторов: территориального, экологического, гендерного. Эти стандарты дифференцированы, но, к сожалению, все мы отличаемся от золотого эталона: одни более тучные, у других заметны дефицит массы тела или нарушения физического развития.

Для того чтобы приблизиться к стандартам, к золотому идеалу, используются инновационные методы науки о питании. Это составление оптимальных рационов, в том числе и путем включения в них специализированных продуктов, поскольку питание ― важнейший экзогенный фактор, влияющий на внешний вид и габитус человека.

Объединяя эти составляющие — науку о питании и изучение стандартов физического развития, — можно улучшить здоровье и внешний вид человека, повысить качество и продолжительность жизни. Эти цели, поставленные перед всем медицинским сообществом, в значительной степени решаются развитием антропонутрициологии.

― Если немного упростить: антропонутрициология ― это наука, которая подбирает каждому человеку индивидуальные рекомендации по рациону, учитывая его персональные особенности физического развития?

― Надо брать шире: кроме питания, это рекомендации по образу жизни и физической активности, которая тоже должна быть оптимальной. Обычному человеку не нужны сверхнагрузки, как в спорте высших достижений, но вредит и инертное поведение, которое мы часто наблюдаем. Вместо того чтобы подниматься по лестнице пешком, мы пользуемся лифтами, вместо того чтобы подойти к телевизору, пользуемся пультом и т.д.

Антропонутрициология помогает решить проблему дисбаланса получаемой и затрачиваемой энергии, а соответственно и избежать сопутствующих заболеваний. Сегодня «антропонутрициология» — это узаконенный термин и наука, которая признана всем мировым научным сообществом. А родилась она именно в нашем центре.

― Каких результатов добилась эта наука за недолгое время ее существования? Выявлена ли взаимосвязь между конституциональными особенностями человека и развитием различных заболеваний? Ведь эти вопросы тоже изучает антропонутрициология?

― За время работы в данном направлении мы узнали довольно много нового, что позволило качественно улучшить питание россиян и уменьшить дефицит макро- и микроэлементов. В результате мы видим улучшение демографической ситуации.

Что касается заболеваний: в значительной степени многие из них конституционально обусловлены, тип телосложения влияет на темпы индивидуального развития и процессы роста. Например, у людей долихоморфного, или астенического, типа, как литературный герой Мигеля де Сервантеса Дон Кихот Ламанчский, отмечаются замедленные процессы роста и развития и в некоторой степени замедлены процессы старения. При этом такие люди часто страдают язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.

Напротив, друг Дон Кихота Санчо Панса ― это брахиморфный соматотип. У таких людей ускорены процессы роста и развития, но зачастую быстрее проходят и процессы старения. Носители такого типа часто подвергаются ранним дегенеративным изменениям суставного аппарата и в существенной степени склонны к ишемическим заболеваниям сердца.

У людей брахиморфного соматотипа чаще наблюдаются алиментарное ожирение и избыток массы тела, чего почти никогда не бывает у людей астенического типа телосложения.

То есть соматотип, или конституциональная характеристика, человека в определенной степени выступает маркером, который может сигнализировать о высоком риске развития тех или иных заболеваний. Можно проводить анатомо-клинические параллели между конституцией и теми или иными заболеваниями: это одна из составляющих антропонутрициологии.

― Специалисты-антропонутрициологи уже выпускают какие-то рекомендации?

― Да, такие рекомендации уже есть, и они регулярно обновляются. В нашем Институте питания много лет разрабатываются программы питания для разных категорий населения, спортсменов, врачей общей практики и диетологов. Эти документы выходят в печати и размещаются на сайте нашего центра.

К нам ежедневно приходят письма, связанные с вопросами питания, и на каждый вопрос, откуда бы он бы не пришел, из государственных органов или от граждан, специалисты обязательно отвечают.

Кроме того, важное направление нашей работы ― это просветительство. Мы, ученые, знаем, как грамотно составить рацион, что в нем использовать и как ввести в него специализированные пищевые продукты. Но мы не можем донести эти знания до населения иначе, кроме как общаясь с ним через средства массовой информации. А это очень важно: считается, что в питании, как и в футболе, разбирается каждый. И, к сожалению, мы наблюдаем огромное количество спекуляций, фальсификаций и манипуляций общественным мнением.

― Здоровый образ жизни — это модно, а на том, что модно, всегда можно заработать. В интернете достаточно много предложений от якобы специалистов, которые готовы составить каждому персональный рацион. Вы видите в этом проблему? Или пусть составляют рационы тем, кто готов платить?

― Да, это проблема: манипуляция сознанием уводит людей от науки к фальсификациям. Навредить себе через питание очень просто, а чтобы этого не допустить, необходимо выпускать соответствующие книги, читать лекции.

Сегодня восстановлена работа общества «Знание», которое существовало в советский период, и такие встречи, как наша, должны проходить чаще, и ученые должны чаще выступать с лекциями. Мы готовы к этому: любой человек может обратиться к нам в Институт питания и обязательно получит ответ. Любой россиянин может прийти в Консультативно-диагностический центр «Здоровое и спортивное питание», его обследуют, протестируют, определят компонентный состав тела, расскажут, какова в процентах и килограммах доля жировой и мышечной массы. Квалифицированный врач-диетолог даст рекомендации по составлению рациона, включая персональные характеристики метаболизма и обмена веществ, витаминный статус, аллергии, антропометрические показатели и пищевые предпочтения. Все это доступно.

― Сегодня это востребовано? Можно сказать, что люди стремятся к здоровому питанию?

― Да, мы видим интерес людей. Тем более что это не коммерческое мероприятие, а просто одно из направлений нашей работы.

Люди стали курить значительно меньше, чем 10–20 лет назад, в целом вредных привычек становится меньше: это и есть тенденция к здоровому образу жизни.

― Какие исследования сегодня идут в области антропонутрициологии? К каким открытиям стремится научное направление?

― Серьезное достижение антропонутрициологии в том, что за относительно небольшой период в пять-шесть лет мы вместе с дружественными организациями провели оценку физического развития жителей почти на всей территории Российской Федерации. Опубликованы стандарты ― золотые эталоны, к которым нужно стремиться. Кроме того, мы разработали рационы питания, которые способствуют оптимальному физическому развитию.

Важнейшим этапом в реализации этого научного направления я считаю создание Консорциума «Здоровьесбережение, питание, демография». Его возглавляет президент Российской академии наук А.М. Сергеев. В состав консорциума входят 17 научных учреждений и крупнейших вузов, отраслевые союзы и пищевые предприятия. Смысл этого объединения ― в привлечении научных наработок науки о питании не только к улучшению физического состояния человека, но и к изменению демографических показателей.

Важнейшая часть оптимизации рациона ― введение специализированных пищевых продуктов. Чтобы поддерживать физиологические процессы и жизнедеятельность организма на оптимальном уровне, в организм должно ежедневно поступать до 200 необходимых биологически активных веществ. Около 20 лет назад средний человек, не спортсмен, тратил примерно 3 тыс. ккал в день ― при потреблении рациона соответствующего объема, как правило, в организм попадают все необходимые вещества. Но сегодня в среднем мужчина тратит 2,3 тыс. ккал, а женщина — 2 тыс. ккал; если не переедать, то сложно уложить в рацион все необходимые вещества.

Значит, нужно грамотно составлять рацион, который учитывал бы и энергоемкость, и необходимое количество биологически активных веществ. Это возможно, если ввести специализированные пищевые продукты: к ним относятся продукты детского, спортивного, лечебно-профилактического и гериатрического питания. До последнего момента на рынке преобладали импортные специализированные продукты; за год работы консорциума мы увеличили долю отечественных специализированных продуктов на полках магазинов примерно на 4%.

― Разработка спецпродуктов начинается еще с создания соответствующего продовольственного сырья?

― Создание функциональных, обогащенных, специализированных продуктов и витаминно-минеральных комплексов начинается с понимания, какие задачи они должны решить. Следующий этап ― медико-биологическое обоснование целесообразности их создания, разработка рецептуры и выпуск экспериментальных опытных партий, которые проверяют на эффективность и безопасность. Только после государственной регистрации начинается промышленный выпуск таких продуктов. Это востребованный рынок, и бизнес понимает его значимость, поэтому в консорциуме принимают участие многие крупные пищевые предприятия.

― Отечественные специализированные продукты, уже выпущенные силами консорциума, можно купить в обычных магазинах? 

― Да, вы можете зайти в сетевой магазин у дома и найти там эти товары.

Кроме того, рекомендую каждому, кто смотрит или читает это интервью, принимать витаминно-минеральные комплексы, доступные в любой аптеке: все они практически одинаковы, однако желательно, чтобы в составе были не только витамины, но и комплекс минеральных веществ. К сожалению, сегодня не больше 10–15% россиян принимают такие комплексы, несмотря на то что они доступны, в том числе и в финансовом плане. В других развитых странах такие комплексы принимают до 85% населения.

Есть научно доказанная связь между приемом витаминно-минеральных комплексов и развитием алиментарного ожирения: чем больше людей их принимают, тем меньше в стране людей с избыточной массой тела.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

― Каждый человек сам выбирает, что есть. Сложно убедить людей правильно питаться?

― Пищевые предпочтения закладываются на уровне семейных традиций, но надо понимать, что вредных и полезных продуктов не бывает. Бывают грамотно и неграмотно составленные рационы.

Например, сало: казалось бы, не очень полезный продукт. Но представьте кусок мягкого бородинского хлеба с тонким ломтиком холодного сала, его вкус и запах: настроение сразу улучшается. Это воздействие на лимбическую систему — совокупность анатомических образований, расположенных преимущественно на внутренней поверхности полушария, которая отвечает за эмоциональную деятельность. Но если есть такие бутерброды постоянно, организму очень быстро придется за это расплачиваться. Во всем нужно руководствоваться чувством меры.

Питание ― это элемент культуры и тот рычаг, который может значительно повысить уровень здоровья нации и работоспособность не только отдельного человека, но и организованных коллективов. Чтобы идти по правильному пути, нужно создавать образовательные программы ― это очень важно.

― В чем вы видите будущее антропонутрициологии?

― Будущее этого научного направления в том, чтобы использовать наши наработки и материалы для улучшения здоровья людей, увеличения качества и положительности жизни каждого. За этим и будущее, и настоящее.

Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.