В НИТУ «МИСиС» разработан новый подход к оценке качества угольного топлива

Правильная оценка свойств угольного топлива, а также риска самовозгорания - лишь несколько прикладных аспектов работы коллектива ученых из «МИСиС» под руководством профессора Светланы Эпштейн

Свойства добытого угля со временем изменяются, что сильно влияет на качество угольного топлива, повышает себестоимость электроэнергии, приводит к дополнительному экологическому ущербу. К тому же, уголь иногда самовозгорается. Правильная оценка свойств угольного топлива, а также риска самовозгорания - лишь несколько прикладных аспектов работы, выполненной коллективом ученых из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» под руководством профессора Светланы Эпштейн.

Ученые НИТУ «МИСиС» разработали новые подходы к изучению механизма окисления углей, которые могут существенно повлиять на угольную промышленность России, на ценообразование на рынке угля, а также на экологию угольных регионов. Один из подходов основан на применении в анализе образцов модифицированного метода термогравиметрии (термический анализ) на воздухе и в инертной среде. Полученные данные помогут правильно определять состояние углей при их добыче, хранении и применении, что повысит эффективность использования угольного топлива и тем самым снизит ущерб от его использования. Дело в том, что в зависимости от сроков и условий хранения количество получаемого тепла с тонны топлива может уменьшаться в среднем на 20 % (для бурых углей), что серьёзно увеличивает расходы энергетиков и экологию регионов.

Научная статья с результатами исследований опубликована в авторитетном журнале Fuel, водящем в издательскую группу Elsevier.

Авторы статьи отмечают, что данная публикация – это только часть большой комплексной работы по изучению структуры, свойств и поведения углей в течение всего цикла: от добычи до использования. «Наша лаборатория занимается исследованиями углей более десяти лет, – рассказывает руководитель работ, заведующая лабораторией «Физико-химия углей», профессор, доктор технических наук Светлана Эпштейн. – Основная идеология нашей работы заключается в разработке новых подходов к оценке структуры и качества ископаемых углей для поиска новых технологий их нетопливной переработки, новых методических подходов к оценке безопасности разработки, использования углей, а также к оценке возможных перспективных направлений использования углей (в частности, для получения из них новых материалов). Работы ведутся как по хозяйственным договорам, так и за счет госфинансирования. В частности, в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки» нами реализовано два проекта: по изучению влияния окисления углей на безопасность (с точки зрения самовозгорания) и по сохранности качественных показателей угольной продукции при хранении и транспортировке – проекты 14.B37.21.0655 и 14.575.21.0062. Это два прикладных аспекта нашей работы. Помимо этого в работах рассмотрены и новые фундаментальные научные подходы оценки склонности углей к окислению с использованием новых методов».

Уголь – пожалуй, самое неоднородное полезное ископаемое. К тому же, как показало исследование, за недели и месяцы (иногда до полугода), которые добытое топливо проводит на складах ТЭЦ между добычей и использованием, его характеристики меняются. Поэтому, для закупающих уголь на рынке, правильная оценка товара с точки зрения его сохранности по склонности к окислению очень важна. Новые методы помогут разработать классификацию угольной продукции, что сделает рынок угля более цивилизованным и прозрачным.

«Исследования научно-учебной испытательной лаборатории «Физико-химия углей» имеют огромное значение для российской угольной промышленности, – прокомментировала работу ученых ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. – На основе проведенных в лаборатории исследований уже разработаны более 25 национальных и межгосударственных стандартов в области твердого минерального топлива и активированных углей. НУИЛ «Физика-химия углей» под руководством профессора,  доктора технических наук Светланы Эпштейн является одной из ведущих лабораторий университета, которая занимается темой управления отходами добычи и переработки минерального сырья. В том числе по заказу ведущих угольных корпораций России».

свойства угля уголь