Мультиклеточные опухолевые сфероиды, опухоли в миниатюре, ученые выращивают как для фундаментальных исследований, так и для тестирования противораковых лекарств. Биофизики МФТИ сравнили свойства сфероидов, полученных разными методами, и выяснили, какие из них являются более релевантными моделями. Работа опубликована в International Journal of Molecular Sciences (IF 6.208).

Сяоли Ци, аспирант Физтех-школы биологической и медицинской физики, первый автор исследования. Фотограф: Анастасия Максименко

Многоклеточные 3D-модели опухолей становятся популярным инструментом для тестирования новых лекарственных препаратов и персонализированной противоопухолевой терапии. Кроме того, их используют и для фундаментальных исследований: изучают сигнальные каскады в раковых клетках, процессы метаболической адаптации опухолевых клеток, а также «молекулярный диалог» между раковыми клетками с другими типами клеток, например с иммунными.

Среди различных многоклеточных in vitro моделей опухолей сфероиды являются наиболее простыми и одними из наиболее широко используемых 3D-культур клеток. Они представляют собой тканеподобные многоклеточные агрегаты шаровидной формы, состоящие из делящихся и неделящихся клеток. Сфероиды более точно воспроизводят микроокружение опухоли, чем обычные монослойные (2D) культуры клеток. Их можно вырастить без каркаса и на основе каркаса.

Обычно сфероиды выращивают в объеме, где клетки не могут прикрепиться к поверхности. В лаборатории специальных клеточных технологий МФТИ разработали новый метод выращивания сфероидов на биополимерных каркасах в виде 3D-сети, состоящей из белков-компонентов внеклеточного матрикса. Это межклеточное вещество находится непосредственно в тканях, с которыми клетки взаимодействуют.

Биофизики МФТИ решили посмотреть, в какой мере свойства сфероидов зависят от способа их получения. Для этого исследователи взяли клеточную линию немелкоклеточного рака легкого и вырастили из нее сфероиды разными методами. Затем ученые провели прямое сравнение чувствительности к лекарственным средствам и профиля молекулярной экспрессии в сфероидах разных типов, а также в монослойной клеточной культуре. Сфероиды, выращенные на каркасе, оказались заметно более резистентны к лекарствам.

Михаил Дурыманов, заместитель заведующего лабораторией специальных клеточных технологий МФТИ, рассказывает: «Мы обнаружили, что сфероиды, выращенные на биополимерных каркасах, более устойчивы к лекарствам. Разница оказалась существенной. Мы исследовали причины такой живучести и выяснили, что сфероиды, полученные с помощью биополимерных каркасов, характеризуются более высокой плотностью и содержанием внеклеточного матрикса».

Связано это с тем, что внеклеточный матрикс представляет собой существенный барьер для диффузии лекарств в опухоли и сфероидах. Кроме того, раковые клетки взаимодействуют с компонентами внеклеточного матрикса с помощью специальных интегриновых рецепторов. Когда эти рецепторы связываются с белками внеклеточного матрикса, они проводят в клетку сигнал, увеличивающий ее жизнеспособность. Чем больше клетка формирует контактов с матриксом, тем сложнее ее убить. Это тоже является одной из причин более высокой устойчивости к лекарствам. Опухоли немелкоклеточного рака легкого, как правило, производят большое количество внутриклеточного матрикса. Соответственно, сфероиды, выращенные на полимерных каркасах, оказываются более достоверной моделью подобных опухолей.

Кроме того, в сфероидах на каркасах наблюдался более высокий уровень гипоксии, что является важной характеристикой опухолей. Низкое содержание кислорода запускает сигнальные каскады, которые приводят к увеличению экспрессии белков, повышающих лекарственную устойчивость. Также гипоксия ведет к увеличению секреции раковыми клетками цитокина интерлейкина 6, который, взаимодействуя с рецепторами на поверхности клеток, увеличивает их жизнеспособность в стрессовых условиях.

Таким образом, сфероиды, выращенные на биополимерных каркасах, оказались более релевантной моделью легочных опухолей.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МФТИ