В ИЦиГ СО РАН доказали эффективность наночастиц оксида марганца для тераностики ряда опухолей

Эти наночастицы показали свою действенность в качестве диагностического маркера заболевания, а также оказались токсичными для опухолевых клеток

Ученые центра коллективного пользования «SPF-виварий» ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» исследовали наночастицы оксида марганца на мышах с клетками глиобластомы мозга человека. Эти наночастицы показали свою эффективность в качестве диагностического маркера заболевания, а также оказались токсичными для опухолевых клеток, сообщает издание «Наука в Сибири».

«Когда мы ввели наночастицы оксида марганца в организм мыши, то увидели, что они способны накапливаться в опухоли, причем специфическим образом. С одной стороны, они могут собираться в той области головного мозга, где развивается глиобластома, а с другой — наши последние исследования показывают, что эти наночастицы являются токсическими для самих опухолевых клеток. И при радиотерапии мы видим эффекты гибели опухоли, ее уменьшения или замедления скорости роста, — сказал заведующий ЦКП «SPF-виварий» ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Евгений Леонидович Завьялов.

Наблюдения на магнитно-резонансном томографе показали: уже на ранних этапах развития заболевания опухолевые клетки лучше здоровых захватывают наночастицы оксида марганца. Оказалось, что они обладают также канцеролитическими свойствами, то есть приводят к разрушению клеток опухоли, причем не только глиобластомы, но и некоторых других. Например, карциномы прямой кишки, которая также является распространенным онкологическим заболеванием.

Исследование проводилось на мышах, в мозг которых помещены клетки глиобластомы головного мозга человека. Эта биологическая модель создана в SPF-виварии ФИЦ ИЦиГ СО РАН специально для изучения эффективности различных подходов к лечению глиобластомы. «Многие усилия нашего центра направлены на поиск решений терапии именно этого заболевания, поскольку глиобластома — очень агрессивная и мало поддающаяся лечению опухоль, которая почти всегда приводит к летальному исходу», — отметил Евгений Завьялов.

глиобластома оксид марганца