Специалисты ИНГГ СО РАН исследуют конодонты – ископаемые морские организмы, обнаруженные в карбонатных и кремнистых породах Чарской складчатой зоны (Восточный Казахстан).

Конодонты из верхнего девона и нижнего карбона Чарской зоны Восточного Казахстана.

Длина масштабной линейки 100 мкм

Находки представлены широко распространенными видами родов Ancyrodella, Ancyrognathus, Belodella, Gnathodus, Mehlina, Neopolygnathus, Nothognathella, Palmatolepis, Polygnathus, Protognathodus, Siphonodella.

Обитатели древних морей были найдены в отложениях верхнего девона (возраст: 382,7 млн лет – 358,9 млн лет) и нижнего карбона (358,9 млн лет – 323 млн лет) Чарской складчатой зоны. Она сформировалась на поздних этапах закрытия Палеоазиатского океана в результате столкновения континентальных плит и островных дуг и богата океаническими осадками, кремнями и карбонатами.

Чарская зона интенсивно изучается с 1970-х годов. В последние несколько лет микропалеонтологические исследования активно ведут старшие научные сотрудники лаборатории палеонтологии и стратиграфии палеозоя ИНГГ СО РАН к.г.-м.н. Надежда Георгиевна Изох и к.г.-м.н. Ольга Тимофеевна Обут. В результате были получены новые данные о комплексах конодонтов и радиолярий, присутствующих в палеозое Чарской зоны, которые позволили уточнить возраст вмещающих отложений и их стратиграфическую последовательность.

При проведении комплексных работ по изучению геологического строения Чарской зоны специалисты отобрали 82 образца – из кремнистых (48) и карбонатных (34) пород трех свит верхнего девона и карбона. Исследования велись в районе города Чарска (Шар), горы Акжал, поселка Игоревка (Сулусары) и поселка Николаевка (Кентарлау). Пробы отбирали О.Т. Обут (ИНГГ СО РАН) и И.Ю. Сафонова (ИГМ СО РАН).

После химической обработки в слабых растворах плавиковой и уксусной кислот в девяти из 82 образцов совместно с радиоляриями были обнаружены конодонты хорошей и удовлетворительной сохранности, причем одна из проб содержала более 300 экземпляров этих ископаемых (франский ярус [382,7 млн лет – 372,2 млн лет], гора Акжал). Размеры найденных конодонтовых элементов – от 600 мкм до 1 мм.

Район исследований на карте Казахстана

Выявленные ассоциации конодонтов верхнего девона и карбона значительно дополнили палеонтологическую характеристику карбонатных и особенно кремнистых пород и позволили ученым уточнить возраст вмещающих их отложений. Коллекция конодонтов под номером «Чара-1» хранится в Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.

В ближайшем будущем ученые намерены продолжить исследования отложений Чарской зоны.

Полные результаты исследования опубликованы в научной статье в «Бюллетене Московского общества испытателей природы».

Фотографии конодонтов выполнены на электронных сканирующих микроскопах в Аналитическом центре Института геологии и минералогии СО РАН.

Текст сообщения под редакцией Павла Красина