В статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, палеонтологи описывают Clevosaurus hadroprodon – новый вид рептилий, найденный в штате Риу-Гранди-ду-Сул на юге Бразилии. Его ископаемые останки – челюсти и связанные с ними кости черепа – были собраны из триасовых пород (возраст около 237-228 миллионов лет), что делает окаменелость рептилии самой древней из известных окаменелостей в своем роде на Гондване, южном суперконтиненте, который включал в себя территории Африки, Антарктиды, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Южной Америки. Коротко о находке рассказывает портал EurekAlert!.

Clevosaurus hadroprodon был небольшим животным, размером с геккона. Древняя рептилия относится к лепидозаврам, надотряду пресмыкающихся из подкласса диапсид. Лепидозавры включают в себя также два современных отряда: чешуекрылые (змеи и ящерицы) и клювоголовые. Последняя группа была очень разнообразной и широко распространенной в мезозойскую эру – в «эпоху динозавров», но сегодня к ней относится единственный представитель – гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии. Clevosaurus hadroprodon является старейшим представителем Clevosauridae, группы рептилий, которые были первыми широко распространенными лепидозаврами, чьи окаменелости сохранились со времен позднего триаса и ранней юры на территории Северной Америки, Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

У Clevosaurus hadroprodon необычное строение челюстей. Тип прикрепления зубов – такой же, как у ящериц: зубы прирастают основанием к верхнему краю (кромке) челюстных костей на нижней челюсти и к нижнему краю челюстных костей на верхней. Такой тип называется акродонтным. Но в этот довольно примитивный ряд зубов «вклинивается» клык, похожий на маленький бивень: один в верхней челюсти, второй – в нижней. Эта особенность обычно наблюдается только у более молодых родственников Clevosaurus hadroprodon, однако, как показывает находка, начала проявляться намного раньше. Отличительную черту отметили и в имени древней рептилии: «гадропродон» в переводе с греческого означает «первый большой зуб».

[Фото: RANDALL L. NYDAM, PH.D., MIDWESTERN UNIVERSITY]