В бирманском янтаре обнаружена мезозойская многоножка нового подотряда

Многоножка, закованная в янтаре около 99 лет назад, оказалась представителем неизвестного ранее подотряда. Ее необычная морфология заставила ученых пересмотреть классификацию этого многоножек и добавить новый подотряд.

Крошечная многоножка, закованная в янтаре около 99 миллионов лет назад, оказалась представителем неизвестного ранее подотряда. Ее необычная морфология заставила ученых пересмотреть всю классификацию этого класса членистоногих и добавить в древо многоножек новый подотряд, пишет EurekAlert! со ссылкой на Pensoft Publishers. Результаты исследования опубликованы в журнале ZooKeys.

Янтарь с окаменелостью многоножки был обнаружен в Мьянме (государство в Юго-Восточной Азии). В этом янтарном «месторождении» сохранилось 529 экземпляров многоножек, но внимание ученых особенно привлекла одна из них: миниатюрная многоножка длиной всего 8,2 миллиметра.

Используя новейшие технологии, ученые пришли к выводу, что они не только исследовали первую ископаемую многоножку отряда Callipodida, но и наименьшую среди ее современных родственников. Из-за необычной морфологии членистоногое резко отличалась от своих сородичей. Поэтому ученые назвали многоножку Burmanopetalum inexpectatum, где «imexpectatum» на латинском языке означает «неожиданный», а родовой эпитет «Burmanopetalum» является отсылкой к стране, где была найдена многоножка (Мьянма, бывшая Бирма).

Чтобы проанализировать вид и подтвердить его уникальность, ученые использовали трехмерную рентгеновскую микроскопию. С ее помощью они виртуально «разрезали» меловой образец и изучили мельчайшие детали его анатомии, которые обычно не сохраняются в окаменелостях. Исследователи смогли предположить и возраст отряда Callipodida: эта группа многоножек возникла, по крайней мере, около 100 миллионов лет назад.

«Нам так повезло, что этот экземпляр так хорошо сохранился в янтаре! – говорит ведущий автор исследования Павел Стоев (Pavel Stoev), профессор из Национальный музей естественной истории в Болгарии. – Благодаря микрокомпьютерной томографии следующего поколения (micro-CT) и соответствующему программному обеспечению для рендеринга и обработки изображений мы теперь можем реконструировать целое животное и наблюдать мельчайшие морфологические признаки, которые редко сохраняются в окаменелостях. Это дает нам уверенность в том, что мы успешно сравнили его морфологию с существующими многоножками. Для нас стало большим сюрпризом, что это животное не может быть отнесено к текущей классификации многоножек. Несмотря на то, что их общий вид оставался неизменным в течение последних 100 миллионов лет, поскольку наша планета несколько раз претерпевала драматические изменения за этот период, некоторые морфологические признаки в линии Callipodida значительно изменились».

[Фото: Leif Moritz]