Ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) и НИЦ «Курчатовский институт» совместно с коллегами-археологами из Института археологии РАН установили происхождение античной терракотовой головы, которая была обнаружена в Керченском проливе при строительстве Крымского моста. Анализ материалов, из которых она была сделана, показал, что она родом из области Лациум в центральной Италии. Об этом сообщила пресс-служба ОИЯИ.

В 2017 году у мыса Ак-Бурун в Керченском проливе при строительстве опор Крымского моста была найдена уникальная терракотовая голова, сделанная из обожженной глины. Время ее создания датируется V веком до нашей эры. Предположительно, это античный бог или герой.

«Артефакт является произведением искусства. Этот скульптурный объект, вероятно, — деталь архитектурного оформления строения храмового назначения. Штучный экземпляр, авторская работа, что установлено томографическим методом. Эта терракота достойна не только Керченского музея, где сейчас находится, но даже Лувра или Эрмитажа», -  подчеркнул ведущий специалист Курчатовского института Эдуард Грешников.

Чтобы установить место ее изготовления, специалисты из НИЦ «Курчатовский институт» и Института археологии РАН использовали метод порошковой рентгеновской дифракции, с помощью которого они определили минеральный состав керамики скульптуры.

В нем оказался якобсит — железо-марганцевое соединение, которое образуется при обжиге глин. Сравнив имеющийся материал с эталонным образцами из коллекции Института археологии РАН ученые установили, что он наиболее близок к терракоту, найденному вблизи от итальянского марганцевого месторождения Маццано-Романо.

Кроме того, в керамике скульптуры был обнаружен клинопироксен, схожий с образцами из города Синопы, региона Апулии и некоторых областей Центральной Италии. Далее в ОИЯИ был проведен ее нейтронный активационный анализ, с последующим сравнением полученных результатов с 14 керамическими образцами-эталонами для сравнительного анализа элементных составов, предоставленными Институтом археологии РАН.

«С помощью РФА и НАА был обнаружен 41 химический элемент. Выяснилось, что элементный состав терракоты имел сходства с составами других образцов, в основном происходившими из центральной Италии», — отметил старший научный сотрудник ЛНФ ОИЯИ Ваель Бадави.

В завершение специалисты применили аналитические статистические методы, результаты которых окончательно показали, что ближайшими по геохимическим характеристикам глины терракоты оказались образцы из области Лациум в центральной Италии. Полученные результаты были подтверждены с помощью оптических исследований и данных фазового анализа керамического теста скульптуры.

Источник фото: Evan Lee on Unsplash