Упорядоченные галактики заставили усомниться в современных космологических моделях

По расчетам, небольшие галактики должны вращаться вокруг крупных в случайных направлениях, в то время как на практике все они вращаются в одну сторону и в одной плоскости.

Астрофизики из США, Австралии, Германии и Австрии показали, что вокруг двух близких к нам крупных галактик — Центавр А и галактика Андромеды — маленькие галактики-сателлиты вращаются в одной плоскости и одном направлении. Согласно одной из популярных современных космологических моделей, вероятность этого крайне низка. Это означает, что в наших представлениях об образовании небольших галактик могут быть фундаментальные, но пока до конца не выявленные ошибки. Научная статья опубликована в журнале Science.

Ранее было известно, что Млечный путь (галактика, в которой находится Солнечная система) и галактика Андромеды (2,52 миллиона световых лет от нас) окружены мелкими звездными скоплениями. Они вращаются вокруг своих «хозяев» в пределах одной плоскости и в одинаковом направлении. По нынешним представлениям о формировании и эволюции галактик такие системы крайне редки, и практически все карликовые скопления-спутники вращаются вокруг крупных галактик в разные стороны и в разных плоскостях.

Однако Млечный путь и галактика Андромеды, скорее всего, формировались сходным образом. Они обе относятся к спиральным. А другая близкая к нам (12 миллионов световых лет) галактика, Центавр А, линзовидная. Вероятность того, что ее галактики-спутники будут вращаться вокруг нее так же упорядоченно, как вокруг Млечного пути, согласно имеющимся расчетам, составляет менее 0,5 процентов (а шанс наличия трех скоплений с такими «упорядоченными» галактиками спутниками еще на порядки меньше). Тем не менее именно эту картину наблюдали авторы статьи.

Из 16 мелких галактик, окружающих Центавр А, у 14 орбиты вращения расположены в пределах одной плоскости. Это выглядит так, что Центавр А делит тонкую горизонтальную линию пополам. По одну сторону от него мелкие галактики приближаются к нам, по другую — удаляются. Если мысленно развернуть это изображение по вертикали на 90 градусов, мы увидим вокруг Центавра А диск, в пределах которого в одну сторону перемещается 14 карликовых галактик-спутниц.

Столь упорядоченная и притом маловероятная картина, вероятно, заставит внести коррективы в популярные космологические модели. Авторы работы предполагают, что подобные системы образуются гораздо чаще, чем считалось ранее, и появляются они в результате столкновений крупных галактик, происходивших несколько миллиардов лет назад.

галактика андромеда галактики космология млечный путь