Космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба с помощью инфракрасного излучения обнаружил ранее неизвестные детали Крабовидной туманности, сообщает NASA.

Космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба изучает Крабовидную туманность, остаток сверхновой, расположенный в созвездии Тельца на расстоянии 6500 световых лет от нас. Крабовидная туманность образовалась в результате взрыва сверхновой, который наблюдался в 1054 году, после чего была открыта в 1731 году Джоном Бевисом. Туманность до сих пор продолжает привлекать внимание ученых, так как, изучая ее, ученые могут определить условия, процесс и последствия взрыва других сверхновых звезд.

«Чувствительность и пространственное разрешение "Уэбба" позволяют точно определить состав выброшенного материала, в частности содержание железа и никеля, что может показать, какой тип взрыва породил Крабовидную туманность», - сообщает команда под руководством Теи Темим (Tea Temim) из Принстонского университета (Princeton University).

Дополнительные детали внутреннего устройства Крабовидной туманности видны более подробно в инфракрасном свете, полученном «Уэббом». В частности, телескоп подсвечивает синхротронное излучение туманности - излучение, производимое заряженными частицами, такими как электроны, движущимися вокруг силовых линий магнитного поля с релятивистскими скоростями. Такое излучение распространяется по внутренней части Крабовидной туманности.

На первый взгляд, общая форма остатка сверхновой похожа на ту, которая была получена в 2005 году космическим телескопом НАСА «Хаббл», однако в центральных частях туманности «Уэбб» впервые нанес на карту выброс пылевых частиц. На сегодняшний день ученым стало известно, что остаток Крабовидной туманности состоит из нескольких компонентов, включая дважды ионизированную серу, ионизированное железо, пыль и синхротронное излучение.

Эта особенность является результатом быстрого вращения нейтронной звезды - пульсара туманности. Сильное магнитное поле пульсара разгоняет частицы до чрезвычайно высоких скоростей и заставляет их испускать излучение, когда они вращаются вокруг силовых линий магнитного поля. Несмотря на то, что синхротронное излучение испускается во всем электромагнитном спектре, прибор «Уэбба» позволяет наблюдать его с высочайшей детализацией.

Поиск ответов о прошлом Крабовидной туманности продолжается по мере того, как астрономы продолжают анализировать данные «Уэбба» и сопоставлять их с предыдущими наблюдениями, сделанными другими телескопами. Кроме того, ученые получат для изучения новые данные «Хаббла» в течение следующего года, что позволит астрономам сравнить результаты «Уэбба» и «Хаббла» и уточнить происхождение сверхновой.

[Фото: NASA, ESA, CSA, STScI, T. Temim (Princeton University)]