Новое исследование, проведенное палеонтологами из Королевского музея Онтарио (ROM), помогает выяснить эволюцию и экологию Odaraia, морского животного, существовавшего в кембрийский период. Окаменелости, собранные ROM, показывают, что у Odaraia были мандибулы (нижние челюсти). Палеонтологи наконец-то смогли отнести это животное нижнечелюстным членистоногим, положив конец его долгой загадочной классификации с тех пор, как оно было впервые обнаружено более 100 лет назад. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings B.

Ученым удалось идентифицировать пару крупных придатков с зазубренными краями возле рта, похожими на зубы, что явно указывает на мандибулы, которые являются одним из ключевых и отличительных признаков группы нижнечелюстных. Это позволяет предположить, что Odaraia был одним из самых ранних известных представителей этой группы. Исследователи сделали еще одно потрясающее открытие: детальный анализ более чем 30 пар ног животного обнаружил сложную систему мелких и крупных шипов. По словам авторов, они могли переплетаться между собой, захватывая мелкую добычу, словно рыболовная сеть, что позволяет предположить, как некоторые из первых мандибул покинули морское дно и исследовали толщу воды, заложив основу для своего будущего экологического успеха.

«Головной щит Odaraia охватывает практически половину тела, включая ноги, почти как если бы они были заключены в трубку. Предыдущие исследователи предполагали, что такая форма позволяет Odaraia собирать добычу, но механизм захвата до сих пор ускользал от нашего внимания», – говорит Алехандро Искьердо-Лопес, ведущий автор статьи.

Авторы объясняют, что ранние мандибулы, такие как Odaraia, размером почти 20 см, были частью сообщества крупных животных, которые могли мигрировать из морских придонных экосистем, характерных для кембрийского периода, в верхние слои водной толщи.

Кембрийские окаменелости фиксируют крупное расхождение групп животных, возникших более 500 миллионов лет назад. В этот период произошла эволюция бесчисленных новшеств, таких как глаза, ноги или раковины, и первая диверсификация многих групп животных, включая нижнечелюстных, одну из основных групп членистоногих (животных с суставчатыми конечностями).

Нижнечелюстные – пример эволюционного успеха, на них приходится более половины всех современных видов на Земле. Сегодня мандибулы встречаются повсюду: от обитающих в море крабов до многоножек, скрывающихся в подлеске, или пчел, летающих по лугам. В кембрийский период первыми мандибулами были морские животные, у большинства из которых были выраженные головные щитки или панцири.

В Королевском музее Онтарио хранятся крупнейшие коллекции кембрийских окаменелостей из всемирно известных сланцев Берджесс в Британской Колумбии. Образцы являются исключительными, поскольку они сохранили структуры, животных и экосистемы, которые в обычных условиях разложились бы и полностью исчезли. Мандибулы, однако, вообще редко встречаются в ископаемых. В большинстве окаменелостей сохраняются только твердые части животных, такие как скелеты или минерализованные кутикулы известных трилобитов.

На протяжении более 40 лет Odaraia является одним из самых знаковых животных, с его характерным панцирем, большой головой и глазами, а также хвостом, напоминающим киль подводной лодки.

[Фото: Danielle Dufault / Courtesy Royal Ontario Museum]