0 комментариев 320

Учёные ФИЦКИА УрО РАН (Архангельск) выявили низкий уровень техногенной радиоактивности в донных отложениях Баренцева моря

Подведены первые итоги работы молодых учёных Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН в рамках проекта «ТРАНСАРКТИКА-2019».

Сотрудники лаборатории экологической радиологии ФИЦКИА РАН приняли участие во втором этапе проекта Росгидромета «ТРАНСАРКТИКА-2019», который предусматривал мониторинг загрязнений, ледовой обстановки и гидрометеорологические наблюдения в акватории Баренцева моря. Экспедиция проходила на судне Севгидромета «Михаил Сомов» с 15 мая по 14 июня 2019 года. Научная задача молодых архангельских учёных заключалась в проведении комплексных радиоэкологических исследований компонентов природной среды Баренцева моря. В ходе экспедиции были отобраны сотни проб морских вод, донных осадков, прибрежных почв и растительности.

Первым итогом работы стал анализ радиоактивности в донных отложениях Баренцева моря, которое выделяется среди других арктических морей тем, что здесь сосредоточено наибольшее количество радиационных объектов. В лаборатории экологической радиологии ФИЦКИА УрО РАН исследовалась активность как естественных радионуклидов (калий-40, торий-232, радий-226), так и техногенного радионуклида цезия-137.

Измерения проводились методом низкофоновой полупроводниковой гамма-спектрометрии с детектором из особо чистого германия. Аналитические работы велись в рамках гранта Президента РФ для господдержки молодых российских учёных.

– Наши исследования показывают, что уровень радиоактивности в донных отложениях Баренцева моря за последние годы существенно снизился за счёт распада техногенных радионуклидов, – объясняет завлабораторией, руководитель научной группы Евгений Яковлев. – Техногенная радиоактивность находится на низком уровне. На достаточно низком уровне по сравнению с другими морями наблюдается и содержание естественных радионуклидов, особенно уранового ряда (радий-226), активность которого часто повышается в районах добычи углеводородов на шельфе.

Было установлено, что состав радионуклидов коррелирует с физико-химическими параметрами донных отложений, в частности с гранулометрическим  составом [относительное содержание в горной породе частиц различных размеров независимо от их химического или минералогического состава]. Иначе говоря, радионуклиды в основном концентрируются в мелкой фракции донных осадков в глубоководных частях шельфа. Именно там наблюдается наибольший уровень техногенной радиоактивности. Техногенные радионуклиды являются следствием глобальных выпадений, радиационных аварий (в том числе на Чернобыльской АЭС) и ядерных испытаний на Новой Земле.

Тем не менее, существует угроза так называемого вторичного загрязнением вод и донных отложений Баренцева моря. Как отмечает Евгений Яковлев, негативный процесс может спровоцировать таяние льдов Арктики, где зафиксировано большое количество радионуклидов.

Результаты исследования молодых учёных ФИЦКИА УрО РАН были опубликованы в журнале Marine Pollution Bulletin. Это одно из ведущих мировых научных изданий, посвящённых проблемам загрязнения морской среды, входящее в первый квартиль Web of Science.

Следующими этапами работы станет анализ содержания техногенной и естественной радиации в пробах воды Баренцева моря, почвы и растительности, отобранных в местах высадки на берег.