Вспышка произошла на ультрахолодной звезде почти такого же размера, как Юпитер. По мощности вспышка равна взрыву 80 миллиардов мегатонн тротила, что в десять раз сильнее, чем «Событие Каррингтона» – активные явления на Солнце, которые привели к сильнейшей в истории геомагнитной буре в 1859 году. Исследователи из Университета Уорик (Великобритания) могли видеть звезду только во время ее вспышки, когда она сияла в 10 тысяч раз ярче, чем обычно, сообщается на сайте университета.

Звезда с длинным названием ULAS J224940.13-011236.9 расположена на расстоянии 250 световых лет от Земли. Она очень мала – почти такого же размера, что и Юпитер. Если сравнить с Солнцем, то диаметр звезды будет равен всего одной десятой радиуса нашего светила. Ее относят к L-карликам – объектам с наименьшей массой, которые еще можно считать звездой, находящейся в переходной области между звездами и коричневыми карликами. Коричневые карлики недостаточно массивны, чтобы превращать водород в гелий, как это делают звезды. В обычных условиях такую крохотную звезду было бы сложно увидеть, но сверхмощная вспышка высветила ее на небе.

Вспышка произошла в ночь на 13 августа 2017 года. С помощью системы малых телескопов NGTS в Паранальской обсерватории ESO и дополнительных данных, полученных с двух телескопов Two Micron All-Sky Survey (2MASS) и инфракрасного космического телескопа WISE астрономы наблюдали яркость звезды 146 ночей.

Считается, что вспышки вызваны внезапным выбросом магнитной энергии, генерируемой внутри звезды. Это заставляет заряженные частицы нагревать плазму на поверхности звезды, выделяя огромное количество ультрафиолетового, рентгеновского излучения.

Статья с результатами наблюдений, опубликованная в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters, показывает, насколько маленькой может быть звезда и все еще проявлять вспышки активности. Обычно, чем меньше масса звезды, тем меньше ее активность, а хромосфера (внешняя оболочка звезды) холоднее или слабее.

«Тот факт, что мы наблюдали эту звезду невероятно малой массы, где хромосфера должна быть почти самой слабой, но на поверхности которой наблюдается вспышка белого света, показывает, что сильная магнитная активность все еще может сохраняться и на таком уровне», – отметил ведущий автор исследования Джеймс Джекман (James Jackman).

[Иллюстрация: UNIVERSITY OF WARWICK/MARK GARLICK]