0 комментариев 661

Ученые выясняют, почему пауки-птицееды бывают ярко-синего и зеленого цветов

Исследователи из Сингапура и США обнаружили, что птицееды могут различать цвета. С этим связан и яркий окрас некоторых пауков этого вида: синий они используют для общения между потенциальными партнерами.

Исследователи из колледжа Yale-NUS College (Сингапур) и Университета Карнеги-Меллона (США) обнаружили, что птицееды могут различать цвета. С этим может быть связан и яркий окрас некоторых пауков этого вида: синий они используют для общения между потенциальными партнерами. Зеленый же помогает паукам прятаться в листве, сообщает пресс-служба Yale-NUS College.

Пауки-птицееды (Theraphosidae) относятся к семейству пауков из инфраотряда мигаломорфных. Несмотря на свое название, эти крупные волосатые пауки нечасто питаются мясом птицы – в их меню есть и насекомые, и лягушата, и мелкие грызуны. Как правило, пауки подкарауливают свою добычу, сидя в засаде, и нападают на нее, а не ждут, пока жертва попадает к ним в паутину-ловушку. У некоторых представителей Theraphosidae может быть синий и зеленый окрас. Но для чего он им нужен, если, как считается, эти пауки не могут различать цвета?

Как показало новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B, пауки-птицееды все же различают цвета – по крайней мере, они могут воспринимать ярко-синие цвета других птицеедов. Ученые обнаружили, вопреки текущим предположениям, что у большинства птицеедов есть почти полный набор опсинов (светочувствительных белков), которые экспрессируются у активных днем пауков с хорошим цветовым зрением, таких как паук-павлин.

Авторы работы также проследили эволюцию цветного окраса пауков. Используя сравнительный филогенетический анализ, команда восстановила цвета предков птицеедов возрастом 110 миллионов лет и обнаружила, что их тела, скорее всего, были синего цвета. При этом синий окрас статистически не был связан с двумя защитными механизмами пауков, которые могли выбрасывать струю экскрементов в сторону противника или стридулять, стрекотать. Ученые предполагают, что синий окрас не появился для отпугивания хищников, а вместо этого мог быть средством привлечения потенциальных партнеров.

Зеленый же окрас, вероятно, более характерен для древесных видов птицеедов: цвет работает в качестве камуфляжа и помогает паукам скрыться в листве.

[Фото: BASTIAN RAST]