Ученые воссоздали пиво 5000-летней давности

Израильские ученые исследовали колонии дрожжей, которые сохранились в древних пивных кувшинах. Они смогли воскресить дрожжи, чтобы создать высококачественное пиво, которое употребляли еще египетские фараоны 5000 лет назад.

Израильские ученые исследовали колонии дрожжей, которые сохранились в микроскопических трещинах древних пивных кувшинов. В конечном счете, они смогли «воскресить»​ эти дрожжи, чтобы создать высококачественное пиво, которое употребляли еще египетские фараоны около 5000 лет назад, передает портал EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале mBio Американского общества микробиологии.

Глиняные кувшины, которые содержали образцы дрожжей, были найдены на территории израильского кибуца Рамат-Рахель. Их использовали в древние времена как сосуды для пива и меда (медового вина). Они относятся ко времени правления египетского фараона Нармера (примерно 3000 г. до н.э.), арамейского царя Азаила (800 г. до н.э.) и пророка Неемии (400 г. до н.э.), который, согласно Библии, управлял Иудеей под персидским владычеством.

Исследователи ученые очистили дрожжи и упорядочили полный геном каждого образца. Они обнаружили, что эти 5000-летние дрожжевые культуры похожи на те, которые используются в традиционных африканских пивоварнях – например, для создания эфиопского медового вина тедж, – и на современные пивные дрожжи.

На этом исследование не закончилось: ученые решили воссоздать древний напиток. Местный израильский эксперт по пиву Итай Гутман помог ученым приготовить его Дегустаторы одобрили пиво, посчитав его качественным и безопасным для употребления.

«Самое удивительное здесь то, что дрожжевые колонии выжили в сосуде в течение тысяч лет – просто ожидая, когда их раскопают и вырастят, – говорит доктор Ронен Хазан (Ronen Hazan) из медицинского центра «Хадасса» при Еврейском университете. – Эти древние дрожжи позволили нам воссоздать напиток и узнать, каким на вкус было древнее филистимское и египетское пиво. Помимо трюка с пивом времен фараонов, это исследование чрезвычайно важно для экспериментальной археологии, области, которая стремится реконструировать прошлое. Наше исследование предлагает новые инструменты для изучения древних методов и позволяет нам почувствовать вкус прошлого».

[Фото: YANIV BERMAN/ISRAEL ANTIQUITIES AUTHORITY]