Ученые ТГУ совместно со школьниками исследуют влияние когнитивных способностей на успешность в жизни

Ученые Международного центра исследований развития человека Томского государственного университета совместно с детьми из образовательного центра «Сириус» спланируют лонгитюдное исследование и будут изучать, как когнитивные и некогнитивные черты влияют на успешность в жизни, сообщает пресс-служба ТГУ. Ученые отмечают, что школьники будут вовлечены во все этапы и станут соавторами научных статей.

В «Сириусе» ученые центра сейчас ведут модуль, посвященный когнитивным наукам. Они рассказывают школьникам о современной науке, когнитивных способностях, таких как внимание, память, пространственное мышление, и о том, как работают ученые. После этого сотрудники ТГУ вместе со школьниками планируют начать лонгитюдное (длительное) исследование, которое даст ответ на вопрос, каким образом когнитивные и некогнитивные способности влияют на успешность во взрослой жизни. Одной из ближайших целей исследования является изучение связи результатов сдачи ЕГЭ в 17 лет со способностями в возрасте 13 лет.

«Мы хотим, чтобы дети приняли активное участие в выборе инструментов и цели исследования, формулировании отдельных гипотез. Школьники будут теми, кто правит бал. Они примут участие в сборе данных, их обработке и публикациях», – говорит сотрудник Международного центра исследований развития человека Максим Лиханов.

В рамках проектной смены команда ученых и детей планирует собрать первую выборку для проекта в ОЦ «Сириус». В дальнейшем исследователи продолжат следить за тем, как развиваются способности этих детей и как они сдают выпускные экзамены.

Исследователи ТГУ планируют, что подростки, которые будут проводить работу вместе с ними, продолжат изучение темы и за рамками «Сириуса», в своих школах и городах. Таким образом увеличится количество участников исследования, расширится его география и результаты будут более объективными.

«Мы хотим вырастить из них настоящих ученых. Мы вовлекаем школьников в научную работу в 14 лет и хотим, чтобы они продолжали с нами сотрудничать. Они могут стать «апостолами» этого исследования, вовлекать в него свои школы», – отмечает сотрудник центра ТГУ Михаил Залешин.

По словам ученых, практика исследований стандартизованных государственных выпускных экзаменов существует по всему миру, однако в России такие работы практически не ведутся. Согласно результатам исследования международной группы ученых, 9 когнитивных и некогнитивных факторов (в том числе интеллект и здоровье) объясняют результаты экзаменов у британских старшеклассников только на 45%.

«Это очень мало, и результат показывает: понимания того, что именно обуславливает успешность на экзаменах, пока нет», – поясняет Максим Лиханов.

когнитивные исследования