Ученые СПбГУ и их коллеги из Бельгии создали вечно счастливых крыс

У этих крыс поврежден один из белков, отвечающих за удаление гормона счастья из нервных окончаний, и это поможет понять, как возникает шизофрения, биполярное расстройство и другие тяжелые болезни

Ученые из Санкт-Петербурга и Бельгии создали крыс, у которых поврежден один из белков, отвечающих за удаление гормона счастья из нервных окончаний. Итоги первых опытов с ними были представлены в журнале Neural Regeneration Research.

Дофамин (гормон удовольствия) — одна из самых важных сигнальных молекул в мозге человека и других млекопитающих. Связанные с ним нарушения приводят к развитию шизофрении и ряда других расстройств нервной системы.

Многие наркотики или меняют то, как передается дофамин, или же напрямую замещают его, что приводит к формированию зависимости.

Рауль Гайнетдинов из Санкт-Петербургского государственного университета рассказал, что в опытах по изучению корней амфетаминовой и кокаиновой зависимости широко используются мыши, у которых нет одного из белков, отвечающих за удаление гормона счастья из нервных окончаний.

"Несмотря на всю их пользу, они не могут дать ответы на все вопросы. Мозг у крыс гораздо больше, а их поведение гораздо сложнее, что делает их более интересными для подобных экспериментов", — добавил он.

Как передает пресс-служба Российского научного фонда, Гайнетдинов и его коллеги значительно обогатили арсенал молекулярных биологов и наркологов, создав новую разновидность крыс, у которых нет гена DAT.

Этот ген содержит в себе инструкции по сборке молекул белка, который удаляет молекулы дофамина из синапсов нейронов и выбрасывает их назад в те клетки, которые передали гормон "соседям". Его повреждение, как показали опыты, приводит к тому, что мыши становятся "вечно пьяными" и начинают вести себя как дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Эти же черты, как показали первые опыты, характерны и для крыс с подобной модификацией ДНК. Вдобавок, у них есть и другие плюсы – они не умирают так быстро, как гиперактивные мыши, и обладают вполне нормальной массой и аппетитом.

Как надеются ученые, наблюдения за поведением этих крыс и работой их клеток помогут нам понять, что именно меняется при нарушениях в работе DAT. К примеру, биологи уже обнаружили, что подобные повреждения гена ухудшают работу их памяти, делают грызунов менее склонными к общению с сородичами и изучению новых предметов.

Это также поможет понять, как возникает шизофрения, биполярное расстройство и ряд других тяжелых нейрофизиологических и психических расстройств.

ген dat дофамин