Ученые из Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка (Германия) и Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zürich) проанализировали архив более чем двух миллионов изображений поверхности Луны и представили первую глобальную карту камнепадов на Луне в журнале Nature Communications. Карта впервые позволяет проанализировать возникновение и причины камнепадов на другом небесном теле, сообщает пресс-служба ETH Zürich.

На Луне не раз валуны и каменные глыбы двигались вниз по склону, оставляя после себя впечатляющие следы. Это явление наблюдалось еще со времен первых беспилотных полетов на Луну в 1960-х годах. Во время миссий «Аполлон» астронавты исследовали несколько таких следов на месте и взяли с собой образцы смещенных каменных блоков на Землю. Однако еще несколько лет назад было трудно получить представление о том, насколько широко распространены такие движения и обвалы камней и где именно они происходят.

Большинство обвалившихся валунов на Луне достигают в диаметре от семи до 10 метров, добавляют авторы исследования. И первые космические зонды, которые изучали спутник Земли, не могли обнаружить такие мелкие – в масштабе небесного тела – объекты. Только в 2010 году, после запуска автоматической межпланетной станции NASA Lunar Reconnaissance Orbiter стали доступны снимки всей поверхности Луны с необходимым разрешением и углом обзора.

Ученые проанализировали изображения, сделанные камерой на межпланетной станции, и получили подробную карту камнепадов. На карте показана поверхность Луны между 80 градусами северной и южной широты, на которой «поместились» 136 610 обвалившихся валунов диаметром более двух с половиной метров. Карта показывает, что основная причина камнепадов – не землетрясения на Луне, как считалось раньше, а удары астероидов об спутник. По-видимому, они – прямо или косвенно – несут ответственность за более чем 80% всех наблюдаемых каменных обвалов.

Большинство камнепадов находятся возле стенок кратеров. Одни валуны сместились вскоре после удара, другие гораздо позже. Исследователи выдвигают гипотезу, что удары вызывают сеть трещин, которые распространяются даже в породе, подстилающей лунный грунт. Части поверхности могут, таким образом, оставаться нестабильными даже спустя долгое время.

[Фото: NASA/GSFC/ASU]