0 комментариев 341

Ученые разработали новый способ получения уникального радионуклида для уничтожения раковых клеток

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» предложили способ получения альфа-излучателя тербия-149 для ядерной медицины. Достоинством нового метода является высокий выход, позволяющий быстро нарабатывать терапевтические количества радионуклида. Результаты этих исследований опубликованы в журнале Scientific Reports издательства Nature.

Направленная альфа-радиотерапия – один из самых перспективных методов лечения онкологических заболеваний. Применение альфа-излучателей позволяет эффективно поражать раковые образования небольшого размера, такие как микрометастазы и одиночные раковые клетки. Однако до настоящего времени наработка перспективного для такой терапии радионуклида – тербия-149 – была сопряжена с серьезными трудностями. Исследователям Курчатовского института совместно с сотрудниками Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ удалось решить эту проблему, разработав новый способ производства изотопа. Он основан на облучении европия-151 ядрами гелия-3 энергией 70 МэВ. Ученые подобрали оптимальный диапазон энергий, при котором можно получить радионуклид с максимальной радиоизотопной чистотой. Стоит отметить, что новый подход позволяет всего за 8 часов наработать тербий-149 в достаточном количестве для терапевтического применения.

«Большинство вводимых в организм радионуклидов используются либо в качестве метки для визуализации патологически измененной ткани, либо как поражающий фактор, направленный на её уничтожение, - поясняет заведующий лабораторией радионуклидов и радиофармпрепаратов НИЦ «Курчатовский институт» Рамиз Алиев. - Уникальность тербия-149 заключается в том, что он способен одновременно выполнять обе функции – диагностировать опухоль и поражать ее». По словам ученого, тербий-149 является одним из самых перспективных изотопов для альфа-радиотерапии. Его распад, в отличие от других радионуклидов, не сопровождается образованием побочных альфа-излучателей, что не вызывает дополнительной нагрузки на организм.

Помимо тербия-149, новый метод позволяет получать другие изотопы тербия, обладающие большим потенциалом в медицине, в частности, тербий-152. В планы ученых входит дальнейшее изучение этих радионуклидов с целью создания на их основе радиофармацевтических препаратов для визуализации и уничтожения раковых клеток.

Разработка ученых имеет большую значимость для дальнейшего прогресса в области радиотерапии. Перспективный радионуклид тербия-149 существенно расширит возможности диагностики и терапии онкологических заболеваний.

альфа-излучатель диагностика и терапия онкологических заболеваний лаборатория ядерных реакций оияи ниц "курчатовский институт" радиотерапия тербий-149 ядерная медицина