Ученые построили непрерывную древесно-кольцевую хронологию длительностью 8 768 лет (с 6 748 года до н. э. по 2019 год) по деревьям, остатки которых обнаружили в речных и торфяных отложениях полуострова Ямал. Эта хронология самая длительная для приполярных районов Земли, входит в число самых длительных хронологий мира.

Рашит Хантемиров и ель с Ямала

Рашит Хантемиров и ель с Ямала

 

«Достичь красивой цифры в 10 тысяч лет не удалось, и вряд ли это получится. Возможно, до 7 500 года до н. э. деревьев на Ямале было так мало, что их остатки не сохранились. Но построить в ближайшем будущем хронологию длительностью 9 500 лет вполне возможно», — поясняет соавтор исследования, ведущий научный сотрудник лабораторий дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН, естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ Рашит Хантемиров.

Каждое годичное кольцо деревьев хранит память о том, каким был год и что происходило вокруг. В вечной мерзлоте Ямала сохранились остатки деревьев, которые росли столетия и тысячелетия назад. Информация в годичных кольцах этих деревьев, в отличие от более благоприятных для роста деревьев районов, недвусмысленна. В экстремальных условиях деревья очень чутко реагируют на ежегодные изменения. Поэтому Ямал является почти идеальным местом для создания длительной и очень информативной древесно-кольцевой хронологии.

«Чем дальше вглубь веков, тем меньше мы знаем о тех временах и тем ценнее информация древесных колец. В мире насчитывается лишь несколько непрерывных рядов наблюдений годичных колец деревьев, которые уходят в прошлое на тысячелетия. Еще меньше рядов, информацию которых мы можем расшифровать», — говорит ученый.

Чтобы определить точный год формирования годичных колец, дендрохронологи используют метод, схожий с дактилоскопией: изменчивость климата влияет на формирование неповторимого узора годичных колец.

«Каждый достаточно продолжительный период времени в конкретном месте “отпечатывается” вполне определенным узором колец разной ширины. Следовательно, если время жизни погибшего дерева частично совпадало со временем жизни живого, то, наложив узор годичных колец одного дерева на узор другого, можно найти место — то есть время — их полного совпадения и определить точные годы образования колец у погибшего дерева», — описывает процесс Рашит Хантемиров.

Данные сверхдлительной хронологии помогают расшифровать климатические сигналы и с точностью до года реконструировать различные показатели температуры воздуха летних сезонов. Изучая другие параметры годичных колец, например, анатомические аномалии или изотопный состав углерода, исследователи определяют такие события, как крупные вулканические извержения или мощные вспышки на Солнце.

«С помощью хронологии можно проводить массовые и очень точные датировки времени жизни древних деревьев. Такие датировки позволяют узнать, в какую сторону и с какой скоростью двигалась в прошлом граница леса, как менялась густота древостоев, какие виды деревьев росли. Кроме того, с помощью хронологии можно очень точно и быстро датировать археологические памятники Ямала, в которых сохранились остатки древесины. Никакой другой из известных в настоящее время методов не может обеспечить такую массовую и точную датировку древесных остатков», — рассказывает исследователь.

Отметим, исследование поддержал РФФИ (проект № 18-05-00575). Над созданием сверхдлительной хронологии на протяжении многих десятилетий работали сотрудники лаборатории дендрохронологии ИЭРиЖ УрО РАН. В последние годы проект получил дополнительный импульс благодаря сотрудничеству с лабораторией естественно-научных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ, институтом изучения леса, снега и ландшафта (Бирменсдорф, Швейцария), лабораторией физики ионных пучков Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

Экспедиция на Ямал, работа с полуископаемой древесиной (https://youtu.be/aFoUr_03atw).

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Уральского федерального университета