Биологи из Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (CSHL, США) вместе с онкологом из Мемориального онкологического центра имени Слоуна-Кеттеринг (MSKCC, США) выяснили, как генетическая мутация, которая мешает ДНК отправлять остальной части клетки сообщения, запускает цепь биологических событий, которые приводят к большинству лейкозов, сообщает пресс-служба Лаборатории Колд-Спринг-Харбор.

Смертельная цепь событий начинается со сплайсинга РНК. Так называется процесс, который преобразует сообщения от ДНК с инструкциями для создания белков в клетке. Ошибки в сплайсинге РНК могут привести к «бракованным» белкам, которые не могут выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что при раке крови процесс, связанный со сплайсингом, называемый нонсенс-опосредованным распадом мРНК (NMD), чрезмерно активен. Процесс NMD обычно служит «контролем качества»: он уничтожает сообщения, которые содержат ошибки до того, как будет получен белок с нарушенными функциями.

Как показало исследование, когда ген SRSF2 – фактор сплайсинга РНК – мутирует, активность NMD увеличивается – и он уничтожает гораздо больше сообщений, включая те, которые раньше не были его целью. И в число новых мишеней попадают сообщения, которые важны для здорового производства клеток крови. Результат чрезмерно активного NMD – менее здоровые клетки крови и более болезненные или незрелые клетки. А это уже признаки рака крови.

«Мутации фактора сплайсинга РНК наблюдаются практически при всех формах лейкемии, как при хронических, так и при острых миелоидных лейкозах, и даже при хронических лимфолейкозах», – добавляет Омар Абдель-Вахаб (Omar Abdel-Wahab), доктор медицинских наук, гематологический онколог в MSKCC.

Ученые видели, как другие виды рака манипулируют процессом NMD для защиты крупных опухолей. Однако открытие команды CSHL-MSKCC, которое описано в статье, опубликованной в журнале Genes and Development, является первым доказательством того, что NMD способствует возникновению рака крови.

[Фото: ©GINA MOTISI, 2019/CSHL]