Ученые Томского политехнического университета (ТПУ) совместно с зарубежными коллегами разработали метод селективного лечения грибковых инфекций, сообщает сайт РИА Новости. Исследователи установили, что наночастицы серебра в разработанных ими препаратах эффективно воздействуют на патогенные виды грибков, мало затрагивая полезные, в отличие от традиционных противогрибковых средств. Результаты исследования опубликованы в журнале Colloid and Interface Science Communications.

Исследователи ТПУ вместе с партнерами из Новосибирска (НТЦ Вектор-Вита) и Национального автономного университета Мексики (UNAM) многие годы разрабатывают и испытывают медицинские и ветеринарные препараты на основе наночастиц серебра. Эффективность таких препаратов доказана уже для более чем 20 инфекционных заболеваний человека, животных и растений. Новая разработка открывает возможность использовать наночастицы серебра и для борьбы с возбудителями грибковых инфекций.

Мелкие серебряные частицы размером 35 ± 15 нм, распределенные в водной среде, образуют коллоидный раствор серебра. Этот раствор неустойчив: частицы серебра при столкновении между собой выпадают в осадок. Чтобы помешать столкновению наночастиц между собой, ученые добавляют в коллоидный раствор стабилизатор поливинилпирролидон (ПВП). По мнению специалистов, это позволяет получать эффективные наносеребряные препараты.

Ученые отмечают, что различных препаратов коллоидного серебра в мире производят много, однако далеко не все они, во-первых, достаточно эффективны в борьбе с инфекциями, а во-вторых, безопасны с точки зрения токсичности. По словам исследователей, уникальность разработок как раз и состоит в их высокой противоинфекционной активности и нетоксичности в терапевтических дозах, что было доказано в ряде специальных исследований, опубликованных в ведущих международных изданиях.

"Наночастицы серебра (AgNPs) в концентрации 25 мкг/мл смогли ингибировать 90 процентов роста клеток Candida Tropicalis (возбудитель кандидоза). Примечательно, что 50 процентов популяции клеток Saccharomyces Boulardii (полезный пробиотик) осталось при этом жизнеспособно, что может способствовать дальнейшему размножению клеток. В отличие от традиционных противогрибковых препаратов, наночастицы серебра уничтожают болезнетворные грибки, но относительно слабо воздействуют на полезные", — рассказал профессор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий ТПУ Алексей Пестряков.

Ученые сравнили активность наночастиц серебра с распространенными противогрибковыми препаратами. По их словам, традиционные препараты либо не очень эффективно работают против обоих типов грибков, либо очень эффективно убивают полезные типы вместе с патогенными.

Поскольку болезни, возбуждаемые грибками, распространены не только у человека, но и у животных и растений, результаты могут применяться для лечения грибковых заболеваний как в медицине, так и в ветеринарии и сельском хозяйстве, отмечают ученые. Сейчас исследовательская группа занимается оптимизацией условий применения препаратов (дозировка, метод введения, нетоксичность и др.), затем планирует провести официальные испытания, сертификацию и коммерциализацию.