Ученые нашли возможную причину алкоголизма

Ученые из Высшей школы экономики, Высшей нормальной школы (Париж), университета Индианы и нижегородского Института прикладной физики РАН выявили возможные механизмы формирования зависимости от алкоголя.

Последние работы ученых позволили выявить возможные механизмы влияния алкоголя на активность нейронов, которые выделяют дофамин, сообщает ТАСС. Нейромедиатор дофамин - это биологически активное химическое вещество, которое воздействует на "центр удовлетворения" в мозге, вызывая либо чувство предвкушения наслаждения от того или иного действия, либо само наслаждение, если приятное событие происходит неожиданно. «Поощряющее» свойство дофамина способствует повторяемости "благоприятных" действий - таким образом, дофамин играет ключевую роль поощрения в системе обучения. Если же предсказание оказалось неправильным или произошло неприятное событие, то количество выделяемого дофамина существенно уменьшается, что приводит к "разочарованию" и нежеланию повторять приведшее к этому действие.

Ученые выяснили, что алкоголь может менять активность нейронов, которые вырабатывают дофамин, и они выделяют его, независимо от того, совпадает он с ожидаемым исходом или нет, таким образом, поощряя любые стимулы, связанные с алкоголем.

Из-за того, что любой стимул под воздействием алкоголя вызывает большую выработку дофамина, у хронического алкоголика упрощается поведение и он просто начинает искать возможность употребления алкоголя. Он или не осознает последствия своих действий, или осознает, но это практически не влияет на его поведение - опросы показывают, что алкоголики знают, что могут остаться на улице, потерять семью, умереть, если уйти в запой, но это их не останавливает. Для того, чтобы правильно оценивать последствия своих действий, необходимо, чтобы нейроны вырабатывали меньше дофамина, если действие негативное, и обеспечивали их отрицательное подкрепление, но этого не происходит, поскольку алкоголь влияет на нейроны, нарушая работу системы обучения.

Возможно, если ученые смогут "заставить" дофамин работать сбалансировано, правильно реагировать на стимулы в окружающей среде при присутствии алкоголя в организме, то наука сможет помочь людям, страдающим алкогольной зависимостью.

алкоголизм дофамин медицина нейроны