Ученые из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе обнаружили, что с помощью воздействия на определенные зоны головного мозга можно заставить человека вести себя более альтруистично. Исследователи уверены, что результаты исследований помогут разработать методы реабилитации людей, прошедших через военные действия или другие травматичные ситуации, и в результате «разучившихся» сопереживать. Две статьи ученых на эту тему опубликованы в журналах Human Brain Mapping и Social Neuroscience, о результатах исследований сообщается в пресс-релизе.

В первом эксперименте участникам демонстрировали видео, где руку человека кололи иголкой, и просили показать эмоции, как на предложенных картинках — радость, грусть, злость и возбуждение. И все это время сканировали мозг испытуемых, используя функциональную МРТ, обращая при этом особое внимание на активность определенных зон. Это кластер, состоящий из миндалевидного тела, соматосенсорной коры и переднего островка — зон, отвечающих за переживание боли, других эмоций, а также их имитацию. Еще две зоны особого внимания находились в префронтальной коре и связаны с регуляцией поведения и контролем над эмоциональными проявлениями. Далее испытуемые играли в экономическую игру, часто применяемую в психологических экспериментах: в ходе этой игры нужно распоряжаться выделенными деньгами, решая сколько оставить себе, а сколько отдать другим игрокам.

В итоге, ученым удалось идентифицировать те зоны мозга, что отвечали за «альтруистичные» и «эгоистичные» решения. С альтруистичными решениями оказалась связанной активность в первом кластере — в зонах, связанных с переживанием боли и других эмоций. В свою очередь, активность префронтальной коры, наоборот, оказалась связанной с эгоистическими решениями.

Тогда во втором эксперименте ученые решили попробовать блокировать ее активность и посмотреть, как это скажется на поведении человека. Это было сделано с помощью безопасной процедуры транскраниальной магнитной стимуляции. И такие участники в эксперименты, действительно, вели себя более щедро, чем участники из контрольной группы. При этом наблюдались некоторые различия в поведении в зависимости от того, какие именно зоны префронтальной коры были дезактивированы. Ученые полагают, что «отключение» этой зоны временно лишало людей способности соотносить свои действия с реальной нуждой в помощи, так что люди проявляли бездумную щедрость.